Унитизация это – ( , ) Alogistica.Ru

Содержание

Что такое складская логистика — обзор понятия + практика и опыт

Вы узнаете, что такое складская логистика, как правильно ее организовать, а также как выбрать компанию по оказанию складских услуг начинающему бизнесмену

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего бизнес-журнала! С вами Эдуард Стебмольский, экономист и постоянный автор сайта ХитёрБобёр.ru.

В сегодняшней статье я раскрою основные вопросы, касающиеся задач и функций складской логистики, расскажу, как подобрать наиболее оптимальную систему складирования, которая позволит обеспечить тщательный контроль за расходом запасов продукции на складе.

Также в статье я дам конкретные рекомендации по выборе компании по оказанию складских услуг.

Поэтому читайте статью до самого конца!

Складская логистика - что это такоеСкладская логистика - что это такое

1. Основы логистики склада — определения, задачи и функции

Логистика складирования играет очень важную роль в организации системы доставки продукции.

Складская логистика — это технология управления запасами.

Это очень сложный механизм, в котором важная роль отводится складам. Под последними понимаются технические сооружения, где производится хранение, накопление и распределение грузов. Складская логистика тесно связана с транспортной логистикой, о которой шла речь в одной из предыдущих статей.

Среди основных функций склада следует отметить:

  1. Комплектование ассортимента в зависимости от заказов потребителей. На складе производится преобразование производственного ассортимента в потребительский. Благодаря этому можно говорить о более эффективном выполнении заказов.
  2. Складирование и хранение товара. Это одна из основных функций технического помещения, позволяющая минимизировать разницу во времени между выпуском продукции и её реализацией потребителю. Компания, специализирующаяся на оказании складских услуг, должна создать оптимальные условия хранения в зависимости от эксплуатационных особенностей груза.
  3. Унитизация партий грузов. Так называется объединение мелких партий грузов в более крупные. Благодаря этой функции такие услуги становятся доступными для небольших компаний. Унитизация позволяет обеспечить одновременную доставку разным заказчикам.
  4. Предоставление логистических услуг. Помимо непосредственного хранения груза, заказчикам могут быть предоставлены дополнительные услуги — подготовка товара к реализации, фасовка продукции, распаковка и заполнение контейнеров, проверка работы оборудования. Что такое логистика, я уже писал в одной из наших статей.

Пример из практики

Молодая и амбициозная компания по изготовлению крафтовых пакетов и различных вариаций упаковки приняла решение об увеличении объемов производства. За неимением собственного склада хранить готовую продукцию в месте её изготовления было достаточно проблематично.

Наиболее уместным выходом из ситуации стало сотрудничество с компанией, предоставляющей складские услуги.

2. Услуги складской логистики в современной России — ключевые проблемы и перспективы

Современный логистический рынок РФ имеет множество проблем, которые препятствуют нормальному развитию данной отрасли.

Из наиболее значимых следует отметить следующие:

  • отсутствие квалифицированных кадров;
  • слабая логистическая инфраструктура;
  • использование устаревших технологий;
  • непонимание руководством реальных проблемы собственного предприятия;
  • отсутствие знаний в области управления складами.

Одной из главных проблем развития является то, что управление складской логистикой возлагается на плечи руководства, абсолютно некомпетентного в разрешении поставленных задач.

Покажу вам на примерах проблемы складской логистики:

Пример №1.

Некоторые производители не обеспечивают каждую единицу товара уникальным кодом, что многократно усложняет процесс идентификации необходимой продукции и замедляет процедуру доставки.

Пример №2.

Небольшая компания постепенно добилась увеличения производства продукции и расширения рынка сбыта. Однако расширение штата руководителем фирмы предусмотрено не было.

Вследствие этого, один из сотрудников должен выполнять большее количество задач. Отсутствие структуризации не позволяет конкретному отделу нести прямую ответственность за выполнение узкого круга задач. Качество предоставления услуг при этом будет иметь тенденцию к ухудшению.

Несмотря на все существующие проблемы, при определенных обстоятельствах ситуация может кардинально измениться в кратчайшие сроки. Обучение складской логистике квалифицированными специалистами позволит улучшить качество услуг и сделает их более востребованными.

В России постепенно отмечается увеличение степени автоматизации на складах, благодаря чему вероятность ошибки минимизируется, а скорость проведения работ повышается.

Логистические услуги в РФ становятся все более востребованными, что является главным стимулятором роста логистических компаний. С увеличением их численности потребителю услуг будет предоставлена возможность выбора, благодаря чему он сможет отдать предпочтение наиболее приемлемым условиям сотрудничества.

3. Как правильно организовать систему складской логистики — 5 практических шагов

Оптимизация складской логистики подразумевает принятие ряда очень важных решений. Предварительно необходимо определить требуемое количество складов и выбрать наиболее подходящее место для их расположения.

При организации системы складской логистики необходимо предусмотреть наличие собственного или арендованного склада.

Организация системы складской логистики

Организация системы складской логистики

Я разложил весь процесс на 5 простых шагов.

Шаг 1. Определяем количество складов

Очень важно определить оптимальное количество необходимых складских помещений в зависимости от объема производимой продукции. При условии, если итоговое число складов будет недостаточным, то следует ожидать увеличения расходов на транспортировку продукции.

Однако неоправданно большое количество помещений также повлечет за собой дополнительных расходы, которые необходимы для содержания и нормального функционирования складской сети.

Шаг 2. Решаем, какой склад использовать: собственный или арендованный

Итоговое решение по этому пункту будет принято после детального изучения составляющих факторов — средней арендной стоимости и размера денежной суммы, необходимой для организации склада.

Целесообразность строительства собственного складского помещения возникает только если итоговая прибыль от транспортировки груза будет оправдывать транспортные расходы.

Шаг 3. Определяем место расположения склада

Место складирования готовой продукции должно быть выбрано с учетом минимизации расходования средств, необходимых для транспортировки товара. Существуют различные методы определения оптимального места расположения склада.

Шаг 4. Выбираем эффективную систему складирования

Распределительная логистика подразумевает предварительное определение способа размещения грузов на складе. Также следует обязательно уделить внимание выбору методов эффективного управления грузами.

Шаг 5. Проводим анализ складской логистики

После детального анализа всех составляющих факторов принимается итоговое решение о создании оптимальной системы складской логистики. Если на подготовительном этапе не было допущено серьезных ошибок, то конечный результат позволит обеспечить контроль за расходуемыми запасами продукции.

Курсы по складской логистике помогут слушателю максимально легко определить наиболее эффективную систему складирования. В них обязательно должны быть учтены все внешние и внутренние потоки товарно-материальных ценностей.

С целью достижения положительного итогового результата, необходимо предварительно определить:

  • оптимальную грузовую единицу;
  • вид складирования;
  • вид складского оборудования;
  • систему комплектации товаров;
  • организацию системы обработки информации.

Подбор необходимого оборудования осуществляется в зависимости от характеристик грузовых единиц, а также при учете используемого вида складирования.

4. Аутсорсинг и складская логистика: преимущества и недостатки

При определенных обстоятельствах функции складской логистики компании могут быть отданы на аутсорсинг, то есть переданы другой компании, которая занимается предоставлением таких услуг.

Передача части обязательств третьей стороне может производиться в ситуации, при которой разрешение всех поставленных задач для одной фирмы становится слишком затратным или обременительным.

Логистический аутсорсинг подразумевает приобретение услуг по управлению запасами собственной продукции, её складированию и транспортировке.

Прежде чем воспользоваться предложением об аутсорсинге, необходимо объективно оценить все имеющиеся преимущества и недостатки этого способа организации складской логистики на вашем предприятии.

Ниже в таблице я опишу вас преимущества и недостатки аутсорсинга и организации склада «своими руками»:

Как это выглядит на практике

К аутсорсингу логистики чаще всего прибегают небольшие и средние компании. Фирмы, которые поставили перед собой задачу вырасти с регионального до федерального уровня, пользуются услугами аутсорсинга, так как они не располагают необходимой денежной суммой для строительства собственных складских помещений.

5. Как выбрать компанию по оказанию складских услуг — советы от эксперта

На одном из предыдущих мест работы я занимался вопросами, связанными со складской логистикой, в том числе передачей на аутсорсинг данного процесса. И теперь могу подсказать вам, как правильно это сделать.

Сотрудничество с логистическими сетями начинается с выбора наиболее подходящей компании. Количество таких организаций постепенно имеет тенденцию к росту, поэтому начинающим бизнесменами становится всё сложнее делать итоговый выбор.

Аутсорсинг логистики склада

Аутсорсинг логистики склада

Если сотрудничество предполагается с большой логистической компанией, то вся сеть должна быть связана единым информационным потоком.

Грамотная координация деятельности отдельных подразделений компании является гарантией предоставления услуг высокого качества.

При выборе исполнителя также следует брать во внимание такие критерии как:

  • эффективность работы;
  • скорость исполнения;
  • точность подбора заказа;
  • период и опыт работы на данном рынке;
  • качество предоставления услуг.

Качество, эффективность и скорость выполнения заказов можно оценить на основе изученных отзывов, оставленных клиентами компаниями. Найти такую информацию можно на тематических форумах.

Среди основных критериев выбора — обеспечение исполнителем полного комплекса услуг. Помимо складских операций, провайдер (поставщик услуг) должен предоставлять услуги по транспортировке груза и таможенной логистике.

6. Заключение

Складская логистика на широком смысле слова подразумевает учет, оформление и правильное распределение складских запасов.

Оптимизация такой системы является гарантией успешного развития компании и способствует постепенному расширению клиентской базы. В случае необходимости, все функции логистики склада можно отдать на аутсорсинг.

В ряде случаев это оказывается намного выгоднее, чем организовывать систему управления запасами у себя в компании.

Напоследок посмотрите видео по теме грамотной организации склада:

Друзья, в этой статье мы ознакомились с основными терминами и понятиями складской логистики.

Если у вас остались какие-либо вопросы или просто возникло желание выразить своё мнение, то можете смело отписываться в комментариях. Желаю вам успехов в бизнесе!

hiterbober.ru

Что такое складская логистика и каковы ее основные функции

Что такое складская логистика

У любой крупной компании, специализирующейся на производстве или продаже товаров, есть собственные склады или арендованные для этих нужд помещения. В них хранится сырье, материалы или готовая для реализации продукция и товары. Все работы по складу объединены в складскую логистику.

Складская логистика – это организация процессов управления запасами. Сюда входя работы по организации склада, размещению в нем материалов, сырья, продукции или товаров, а также процессы по погрузочным и разгрузочным работам.

Чтобы понять суть описываемого вида логистики, стоит рассмотреть основные функции склада. Они выглядят так:

  • Складирование и хранение товаров и сырья. Это главная функция любого склада, которая помогает до минимума снизить временные затраты на выпуск продукции, и ее реализации конечному потребителю. Безусловно, в зависимости от того, что хранится на складе, в помещении поддерживаются определенные температурные режимы и, при необходимости, микроклимат.
  • Комплектование товара в зависимости от запросов заказчика или конечного потребителя. Речь идет о процессе преобразования производственного ассортимента в потребительский. Это позволяет выполнять заказы качественно, в срок и в соответствии с запросами покупателей.
  • Унитизация партий продукции или, проще говоря, объединение мелких партий грузов в более крупные, чтобы сделать услуги доступными для небольших компаний и при этом снизить расходы на транспортную логистику.

Также склад позволяет компании предоставлять дополнительные логистические услуги другим фирмам и предприятиям. Это может быть фасовка товара, подготовка продукции к продаже и т. п.

Основные задачи и функции складской логистики

Задачи

  1. Разумная планировка складского помещения и выделение рабочих зон.
  2. Снижение затрат на переработку грузов.
  3. Рациональное размещение необходимого оборудования для выполнения складских операций.
  4. Снижение расходов на эксплуатационные затраты и времени на внутренние перемещения грузов и продукции.
  5. Применение унитизации партий отгрузок.
  6. Внедрение в работу склада информационных систем для снижения временных затрат на обработку запросов заказчиков и подразделений предприятия.

Функции

  1. Организация хранения продукции, сырья или товаров.
  2. Внедрение в работу склада автоматизированных систем, например, систем управления складом.
  3. Разгрузка и загрузка продукции.
  4. Комплектация партий по серийным номерам или срокам годности.
  5. Долгосрочное или краткосрочное хранение грузов другой организации, на условиях аутсорсинга.
  6. Подбор, комплектация и упаковка готовой продукции.
  7. Слежение за запасами.
  8. Загрузка и разгрузка контейнеров.
  9. Обработка и утилизация бракованной или некондиционной продукции.
  10. Подготовка товаров к продаже: их маркировка и акцизирование.

Организация системы складской логистики и ее особенности

У многих предпринимателей, особенно на этапе стартапа, возникают вопросы по организации системы складской логистики. Найти компетентные ответы на них крайне сложно. Однако ниже они будут даны.

На начальном этапе надо определиться какое количество складов необходимо для эффективной работы предприятия. Сюда же относится и определение площадей каждого отдельного склада.

Надо понимать, что если складов не будет хватать, то у компании увеличатся расходы на транспортировку готовой продукции или товаров. В свою очередь, лишние складские помещения также принесут дополнительные и необоснованные расходы. Поэтому рассчитать количество необходимых помещений нужно очень тщательно.

Обязательно надо определиться и с собственностью складов – купить или арендовать. Строительство собственного склада оправдана только в том случае, если предприятие будет выпускать большое количество продукции, что в дальнейшем оправдает транспортные расходы. То есть в расчет обязательно надо брать будущую прибыль и смотреть на арендные ставки в нужном регионе.

Место размещения склада должно быть выбрано так, чтобы компания могла минимизировать затраты на транспортировку грузов.

Не последнее место в организации складской логистики занимает определение наиболее эффективного размещения товара. Во внимание надо брать особенности помещения и требования к хранению груза (температурные режимы, влажность, микроклимат и т. д.).

В результате детальных подсчетов и планирования можно организовать оптимальную систему складской логистики.

Компания Russian Logistics предоставляет складские услуги и гарантирует сохранность любого груза при перевозке из стран Европы, СНГ, Юго – Восточной Азии, Америки. Большим плюсом сотрудничества с данной компанией, является экономия средств клиента, вы платите только за место, которое фактически занимает груз.

Однако если все это кажется сложным, и нет времени на планирование логистики, то ее можно отдать на аутсорсинг сторонней компании.

Складская логистика на аутсорсинге

В ситуации, когда компания не может без убытков организовать собственную систему складской логистики, целесообразно обратиться к сторонней логистической компании.

Отдав все задачи по работе со складом, компания освободится от ряда непрофильных задач и снизит риск появления необоснованных расходов.

Логистический аутсорсинг позволит передать управление складом и процессами хранения, складирования и транспортировки грузов компетентным специалистам.

Но прежде чем отдать складскую логистику на аутсорсинг, надо понимать все плюсы и минусы такого решения.

Плюсы аутсорсинга

  • При обращении в специализированную логистическую компанию можно быть полностью уверенным в качестве выполняемых работ.
  • Аутсорсинг позволяет быстро расширить географию деятельности компании или предприятия.
  • При делегировании задач по логистике аутсорсинговой компании нет необходимости искать, нанимать и обучать персонал.

Минусы аутсорсинга

  • Очень высокая стоимость аутсорсинговых услуг.
  • Низкие перспективы развития предприятия.

В завершении

Складская логистика – это важный момент в работе любого крупного торгового или производственного предприятия. От того насколько правильно будет организованна эта система зависят расходы на транспортировку, хранение, складирование, внутреннее перемещение и комплектацию грузов.

От описанного вида логистики зависит и имидж компании. Так как она отвечает за оперативность поставок товаров к конечным потребителям и удовлетворение их запросов.

bizbe.biz

Утилизация — это… Определение, понятие, стандарты утилизации, соблюдение условий для безопасности окружающей среды, правила заполнения документов

С развитием техники и оборудования появилось большое количество отходов на производствах, в домах, организациях. Постоянный рост населения играет свою роль в появлении масс мусора, который уже попросту некуда определить. Эта проблема имеет всемирные масштабы, так как правильная утилизация — это возможность дать нашей планете дальше функционировать в привычном темпе. В противном случае погодные ненастья станут меньшей проблемой человечества.

Утилизация бытовых отходов

Бытовые отходы

Под этим понятием подразумевается правильное распределение всего мусора в конкретные группы, которые необходимо уничтожать по-разному. Бытовая утилизация — это избавление от отходов, которые возникают в процессе жизнедеятельности каждого человека. В это число входит и пластик, и пища, и бумага, а также многие другие предметы. Подобные выбросы каждый человек может обнаружить на улице, где им совсем не место.

Каждая утилизация отходов такого плана должна включать в себя измельчение с помощью специального оборудования. В частности, пластиковые предметы подвергаются также химической обработке, которая порой помогает использовать материал в качестве вторсырья. Бумагу или пищевые отходы, как правило, можно не уничтожать химически, так как они способны со временем перегнивать, что делает из них прекрасный компост. Подобная процедура помогает сократить траты на специализированном удобрении, которое может и не помочь в принципе.

Биологический тлен

Представителями этой группы являются сами люди и животные. Здесь в итоге получается большое количество отходов. Условие для утилизации может быть только одно — полное сжигание.

Многие ветеринарные клиники, организации общественного питания выбрасывают предостаточно отходов, которые нужно уничтожать таким способом. Подобные продукты зачастую содержат большое количество вредных веществ, поэтому перегнивание — это не лучший вариант решения проблемы.

Жидкий мусор необходимо вывозить в специальных емкостях, чтобы он не пролился, а затем тоже сжигать его. Выполнять процедуру нужно в специализированных местах, чтобы токсичный дым не проникал в местность, где живут люди.

Отходы промышленности

Производственный мусор

Такие выбросы представляют собой отходы на производствах в процессе работы людей или оборудования. Эту группу зачастую подвергают неправильной утилизации мусора, так как сливают отходы в реки, а наиболее твердые, представляющие собой строительный материал, просто оставляют перегнивать на открытой местности. Их тоже необходимо сжигать или уничтожать химическим путем, так как обработанные материалы вредят почве, из-за чего она становится неплодородной.

Сжигание — это отличный вариант для получения дополнительной энергии на том же производстве.

Радиоактивные остатки

Радиоактивные отходы

Что такое утилизация радиоактивных веществ? Подобный процесс достаточно тяжел, ведь именно такие остатки могут поражать почву столетиями. По этой причине способ обычного хранения на свалках полностью отпадает. Зачастую подобные материалы, которые содержат радиоактивные вещества по показателям выше указанной нормы, попросту хоронят в землю, а некоторые сжигают. На самом деле, прогресс еще не позволяет полностью уничтожить радиацию. Первый способ по этой причине кажется сомнительным, ведь почва пропитывается радиацией, а итоги уже видны, когда произрастает новый урожай.

Медицинские отходы

Вторсырье в утилизации

В этой группе находятся бытовые отходы, которые составляют большую часть средств для утилизации. Остальные составляющие — это достаточно опасные вещества, которые при неправильном уничтожении способны повлиять на здоровье человека. В России подобный тип утилизации — это набор правил и запретов, которые помогают регулировать весь процесс. На каждую группу отходов медицинского характера есть условия для обработки.

Существуют также специальные места захоронения всех веществ радиоактивного плана в медицине, где их необходимо закапывать. В предыдущем варианте используется подобная схема.

Вариант со сжиганием хотя и сильно распространен, но не является полностью безопасным для определенных категорий отходов. Их необходимо уничтожать так, чтобы все вещества не попадали в воздух или почву.

Разделение

Разделение отходов

Любые вещества, как и отходы, могут находиться в жидком, твердом или газообразном состоянии. Утилизация — это не только разделение мусора на подобные группы, но и на другие:

  1. Наиболее опасные соединения для жизни человека и животных. Они влияют не только на состояние здоровья, но и на экосистему в целом. Пренебрежительное отношение к этой группе, соответственно, и неправильное уничтожение могут повлечь за собой серьезные проблемы и катастрофы мирового масштаба.
  2. Тоже опасные вещества, но очиститься от них почва, в принципе, может лет так за 30. Это достаточно ощутимый период, поэтому подобные отходы так же вредны, как и указанные выше. Например, это хлор, фосфаты, селен, мышьяк и прочие.
  3. Третья группа утилизации — это соединения, от которых почва и воздух очищаются примерно 10 лет. Если в последующем то же вещество будет портить состояние того же объекта, то он будет восстанавливаться гораздо дольше. Хром, цинк и этиловый спирт находятся в числах таких веществ.
  4. Не сильно опасные отходы — это различные сульфаты, хлориды. Наносимый вред этим мусором оценивается тоже серьезно. Экосистема способна избавиться от веществ такого плана только за 3 года.
  5. Пятая группа существует условно. К ней относятся безопасные вещества, которые, перегнивая, не создают проблем для живых организмов.

Заполнение документов при утилизации на предприятиях

Общепринятого документа не существует, но у каждой формы, которую заполняют при списывании оборудования, есть основные обязательные части. Как правило, ориентация идет на форму ОС-3.

Одна из необходимых частей — это подпись акта, которую делают все представители руководства предприятия, то есть комиссия. Подпись не должна быть пропечатанной, нужно делать ее именно от руки.

Основные части:

  1. Необходимостью является полное наименовании организации, ее статус.
  2. Нужны доказательства, которые подтверждают важной процесса утилизации.
  3. Расписанный состав комиссии (полностью Ф. И. О. и должность)
  4. Способ и место переработки.
  5. Учет оставшегося оборудования после процедуры.
  6. Подпись ответственного, комиссии и указание даты.

Подробней об утилизации

Две основные группы отходов

Утилизация, как видно из предыдущих пунктов, предполагает уничтожение всех отходов либо до полного исчезновения, либо до изменения их структуры. Многие продукты переработки активно используют в качестве вторсырья, что значительно сокращает трату ресурсов.

Существуют две основные группы, на которые разделяют отходы, — это твердые и производственные. В первую включены, как правило, бытовые отходы, а во вторую — все последующие виды мусора. Утилизация возможна только при правильном выполнении техники уничтожения, которая ориентируется на природу отходов.

realconsult.ru

Утилизация автомобиля. Технологии утилизации автомобилей и их компонентов.

Содержание страницы

1. Утилизация как составляющая системы рециклинга автомобилей

Любая производственная система, используя трудовые, материальные, энергетические и информационные ресурсы, создает продукцию. В процессе эксплуатации продукция утрачивает свои потребительские свойства, превращаясь в неисправные изношенные объекты. Существующая практика – приобрел, использовал, выбросил – порождает огромное количество промышленных изношенных объектов, представляющих серьезную опасность для экологических систем.

В этой связи перед конструкторами при проектировании машины стоят две взаимосвязанные и во многом противоречивые задачи. Во-первых, необходимо спроектировать работоспособную и надежную машину, стабильно и качественно выполняющую заданные функции на всем максимально длительном периоде эксплуатации. Во-вторых, необходимо, чтобы в конце периода эксплуатации машина была способна прекращать выполнение своих функций и исчезать без большого материального ущерба и вредных воздействий на окружающую среду. Решение в полной мере этой дилеммы в настоящее время не представляется возможным, так как это предполагает создание такой машины, которая через запрограммированное время сама бесследно исчезала бы или преобразовывалась в массу полезных материалов для вторичного использования.

В последнее время появилось достаточно ёмкое понятие «рециклинг», означающее возвращение на начало цикла, т. е. возвращение компонентов изношенного объекта, достигшего своего предельного состояния, к новому жизненному циклу в обновленном (восстановленном) либо в каком-то ином преобразованном виде. Целью рециклинга является решение глобальных вопросов экономии сырья, невозобновляемых ресурсов и энергии, а также экологической защиты окружающей среды.

Проблема возвращения неисправных изношенных объектов, утративших свои потребительские свойства в процессе эксплуатации, к новому жизненному циклу в настоящее время может быть решена тремя путями (рис. 1).

Принципиальная схема рециклинга неисправных изношенных объектов

Рис. 1. Принципиальная схема рециклинга неисправных изношенных объектов

Первое направление – реновация неисправных изношенных объектов, включающая их восстановление и ремонт с целью продления ресурса, а также модернизацию объектов с целью расширения их возможностей и улучшения технических характеристик в рамках заложенного конструктором функционального назначения. Реновация объектов предусматривает значительное сокращение потребления невозобновляемых ресурсов, снижение энергоемкости, снижение уровня загрязнения окружающей среды. Экономический эффект от реновации определяется разностью затрат на изготовление нового изделия и на восстановление изношенного изделия, отнесенных к его ресурсу. Это направление мы достаточно подробно рассмотрели в данном учебном пособии.

Второе направление – конверсия, которая предполагает конструкторскую доработку изношенных объектов или их работоспособных составляющих с целью использования их по другому функциональному назначению (например, использование авиационного двигателя для создания больших воздушных потоков при сушке зерна на промышленных элеваторах или использование коробок передач автомобилей в конструкциях различных стендов для испытаний узлов и агрегатов и др.).

Третье направление – экономически и экологически приемлемая утилизация, которая предполагает переработку и вторичное использование изношенных металлов, неметаллических материалов, эксплуатационных технических жидкостей.

Очевидно, наиболее эффективным является реновационное направление, при котором изношенные детали машин восстанавливаются с помощью прогрессивных технологий и методов до номинальных размеров и первоначальных свойств с затратами 30…50% от первоначальной стоимости изделий, имеющее практически чистую «экономию» по экологии. Однако по мере морального и физического старения, а также необходимости перехода на новые конструкции и материалы всегда будет существовать потребность в утилизации машин, и их конструкция должна быть к этому максимально приспособлена.

В комплексе задач, требующих безотлагательного решения, на первом месте стоит задача утилизации машин, особенно автомобилей, так как доля ущерба по основным факторам негативного воздействия отходов на окружающую среду у автотранспортного комплекса самая высокая и составляет 62,7%.

Утилизация – это не только и не столько процесс уничтожения, захоронения производственных отходов и объектов с целью предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Сама, по сути, утилизация – это «употребление с пользой» невосстанавливаемых объектов (объектов, восстановление которых невозможно или нецелесообразно). Она представляет собой систему, которая включает комплекс технологических, конструкторских и организационных мероприятий, главным образом направленных на сбор, транспортирование, сортировку и переработку невосстанавливаемых промышленных объектов с целью получения вторичной продукции, энергии и оказания услуг.

По-видимому, создать абсолютно экологически чистую, безотходную технологию утилизации машин, в том числе автомобилей, человечеству предстоит только в будущем. Поэтому в настоящее время при утилизации в той или иной мере существует необходимость обезвреживания и захоронения неперерабатываемых материалов.

Для уничтожения или безопасного захоронения отходов вторичной переработки используют следующие технологии: сжигание, изменение путем химической обработки агрегатного состояния (например, перевод жидких отходов, способных просачиваться в грунт, в твердые отходы), нейтрализация или дезактивация токсичных отходов.

Обезвреживание и захоронение опасных материалов предпочтительнее производить на месте их образования, чтобы исключить необходимостьихтранспортированияиуменьшитьрискзагрязненияокружающей среды. Обычно общий объем материалов, подлежащих захоронению, составляет не более 20…25% от общей массы автомобиля.

В настоящее время усилия автопроизводителей направлены на создание такой машины, материалы которой могут быть повторно использованы после безопасной переработки на 85% от снаряженной массы автомобиля. А к 2015 году в соответствии с законами, принятыми Европейской Комиссией, эта доля должна быть доведена до 95%.

Для достижения этой цели прежде всего необходимо отказаться от применения материалов, содержащих непреобразуемые или токсичные вещества, которые способны нанести вред человеку и окружающей среде при их утилизации. Так, различные эксплуатационные жидкости (антифриз, электролит, смазочные материалы и т. д.), металлы, пластмассы, кожа, кожзаменители, резина, набивки, краски, лаки и др. с точки зрения технологии их переработки по-разному реагируют на возможность их утилизации с разным количественным и качественным по вредности содержанием отходов. Повысить безопасность и эффективность переработки можно путем максимального сокращения количества используемых материалов (например, количество видов пластмассы может быть сокращено до двух, например, таких как полиэтилены высокого (ПВД) и низкого давления (ПНД), которые являются современными материалами, допускающими совместную переработку). При этом следует иметь в виду, что список опасных при утилизации веществ не всегда эквивалентен списку опасных отходов вследствие того, что появляется фактор риска неблагоприятного смешивания веществ при их утилизации по принятой технологии.

Для предоставления информации о потенциальной опасности материалов, входящих в конструкцию автомобиля, их требуется маркировать на стадии изготовления комплектующих. При этом на деталях должен устанавливаться специальный знак, означающий пригодность к утилизации, а также кодовый номер, указывающий на вид используемого сырья.

При выборе конструкционного материала необходимо обращать внимание не только на его прочностные характеристики, его обрабатываемость (способность легко обрабатываться при осуществлении технологического процесса изготовления изделий) и удобство применения (например, смазочного материала) по назначению, но и учитывать технологическую способность материалов просто разбираться и отделяться друг от друга, а также безопасно перерабатываться при утилизации машины.

Исходя из указанных требований спроектированная машина, ещё до ввода её в производство, должна проходить экологическую экспертизу, причём не только на предмет соответствия её экологическим нормам во время эксплуатации, но и во время её утилизации, в том числе и по критерию возможного возврата катастрофически исчезающих на земле сырьевых ресурсов для вторичного использования.

В Российской Федерации переработка автомобилей существовала давно, но была довольно примитивной. В советские времена с автомобиля снимались колеса и еще несколько навесных частей, после этого он отправлялся под пресс. Далее автомобильный лом в виде металлического брикета поступал в плавильные печи, где происходила переплавка черных металлов, а все неметаллические составляющие сгорали, выделяя при этом в атмосферу большое количество ядовитых веществ.

При переходе к рыночной экономике старая система утилизации перестала существовать, а новые экономические и правовые отношения между участниками вторичной переработки, которые стимулировали бы сбор и использование вторичного сырья в новых условиях, созданы не были. Специализированные предприятия, занимавшиеся переработкой исчерпавших ресурс транспортных средств, акционировались и частично перешли на другие виды деятельности, что привело к резкому уменьшению сбора и использования вторичного сырья.

Во время такого переходного периода старые автомобили, кузова, изношенные и поврежденные автомобильные компоненты можно было встретить где угодно – во дворах домов, вдоль дорог, в пустынных местах, на неорганизованных свалках, на предприятиях, выполняющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Находясь там длительное время в неприглядном виде, они загрязняли городские территории и портили природные ландшафты. Такое положение дел вывело в число наиболее острых проблему утилизации автомобилей и их компонентов (изношенных автомобильных шин, кузовов, свинцово-кислотных аккумуляторов, масляных фильтров и др.).

Осознание государством необходимости решения вопросов экологической безопасности окружающей среды привело к принятию в 2010 году программы утилизации старых автомобилей (авторециклинга). В отдельных регионах России были проведены определенные акции и мероприятия, но задача по созданию полноценной, экономически эффективной системы утилизации так и не была решена. Случилось это по причине отсутствия нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения всех заинтересованных сторон и позволяющей создать инфраструктуру современных предприятий по переработке старых автомобилей.

Программа российского авторециклинга реализовывалась по старинке путем прессования старых автомобилей и перевозки автомобильного лома железнодорожным транспортом на металлургические заводы, которые выдавали свою продукцию машиностроительным предприятиям, в том числе автозаводам.

Формально, казалось бы, жизненный цикл автомобилей завершен – они благополучно были утилизированы, и переработанные материалы начали новый цикл. Однако по существу такую технологию вряд ли можно признать экономически и экологически оправданной. Ведь при прессовании кузова без его предварительной разборки в брикете вместе с черными металлами оказываются легированные сплавы и цветные металлы. Там же остаются неметаллические компоненты (грязь, стекло, пластмасса, резина и т. п.). Подсчитано, что в общей массе кузова старого автомобиля находится примерно 10% грязи и стекла и около 8% сгораемых материалов. Выделить их при переплавке из общей массы скрапа, используемого в мартеновском процессе, технологически невозможно. Все это, безусловно, отрицательно сказывается на качестве выплавляемой стали.

Правда, необходимо отметить и положительные моменты, которые принесла программа авторециклинга. Прежде всего, это появление новых перерабатывающих предприятий, которые работают по современным технологиям, основанным на использовании специального оборудования, например шредеров (от англ. shread – разрывать). В отличие от пресса шредер не брикетирует автомобиль, а измельчает его на мелкие фракции. Полученный с помощью шредерной установки лом черных металлов, называемый шротом, характеризуется высокой насыпной плотностью и отсутствием примесей. Такой лом является ценным видом сырья для металлургических производств.

Вид шредерной установки роторного типа

Рис. 2. Вид шредерной установки роторного типа

Переработка исчерпавших ресурс автомобилей при наличии у перерабатывающих предприятий современных технологий и оборудования могла бы приносить прибыль, сравнимую с промышленным производством. Однако при наличии больших запасов готовых к переработке машин предприятия-утилизаторы простаивают или в лучшем случае загружены на 30…40% своих технических мощностей. Такая парадоксальная ситуация обусловлена отсутствием системной государственной политики в сфере утилизации отслуживших свой срок автомобилей.

Следует отметить некоторые обстоятельства, которые необходимо учитывать при создании производственно-технической инфраструктуры предприятий по переработке старых автомобилей.

Автомобильный лом в брикетах считается достаточно сложным для переработки из-за того, что в автомобиле присутствует большое количество неметаллических компонентов. Поэтому далеко не все предприятия по скупке лома принимают на лом старые автомобили. С другой стороны, в изношенном автомобиле содержится масса полезных материалов (табл. 1), которые могли бы вторично использоваться после их переработки. Однако преимущество вторичного использования изношенных материалов перед уничтожением действует не всегда. Так, материалы передаются на вторичную переработку только в том случае, если ее можно качественно выполнить при помощи принятой технологии, получая при этом несомненный экономический и экологический эффект. В противном случае отходы должны уничтожаться даже самыми примитивными методами, так как это оказывает меньшее негативное воздействие на окружающую среду.

Таблица 1

Содержание различных материалов в автомобиле

Материал Содержание материала, %
Типовой американский автомобиль Типовой японский автомобиль Типовой европейский автомобиль
Сталь и сплавы 67,0 72,2 65,0
Пластик 8,0 10,1 12,0
Стекло 2,8 2,8 2,5
Резина 6,0 3,4 6,0
Технические жидкости и масла 6,0 3,4 2,5
Другие материалы (краска, изоляция, ткань, электрические провода) 4,0 2,2 4,0
Общая снаряженная масса автомобиля, кг 1438 1270 1210

Нельзя не отметить, что даже в самых современных полных цепочках утилизации старых автомобилей экономически выгодны далеко не все их звенья. Особенно это касается вопросов организации сбора, транспортирования и экологически безопасного демонтажа. Для создания стройной (без «узких мест») системы утилизации требуется на законодательном уровне создать механизмы финансирования всех затратных операций.

Опыт экономически развитых стран показывает, что решить проблему рециклинга изношенных объектов можно только на основе комплексного подхода, регулируя одновременно все механизмы и этапы движения изношенных объектов от источника (физических и юридических лиц) к пунктам демонтажа, хранения, переработки или захоронения. Но при этом нельзя пренебрегать общественным мнением. Только через активную работу с населением в деле экологического просвещения можно привлечь его в качестве участника программы утилизации.

Более 15 лет тому назад в промышленно развитых странах была принята программа авторециклинга, касающаяся вопросов сбора и вторичной переработки изношенных автомобильных деталей и отслуживших свой срок автомобилей. В рамках этой программы обращение с изношенными автомобилями четко регламентируется нормативно-правовыми актами принятого закона об авторециклинге, контролируется и экономически регулируется государственными органами – предприятия несут полную ответственность за переработку выпущенной ими продукции.

В ряде европейских стран приоритеты переработки изношенных объектов определены законодательно – основная масса денежных потоков направлена на организацию предприятий переработки при одновременном запрещении организации новых открытых свалок. В результате были созданы условия, при которых захоронение и сжигание отходов с учетом соблюдения всех экологических норм оказывается в три раза дороже, чем переработка этих отходов во вторичное сырье. Как следствие, сразу же увеличилось потребление продуктов вторичной переработки.

Необходимые средства на переработку автомобилей выделяются государствами (за счет сбора налогов с владельцев автомобилей, автопроизводителей и фирм-импортеров) и аккумулируются в специальных экологических фондах на местном и федеральном уровне, а далее направляются на ликвидацию «узких мест» системы утилизации.

Программа авторециклинга включает комплексные мероприятия по технико-экономической оценке изношенной машины при ее приемке, сливу всех эксплуатационных жидкостей, частичному демонтажу навесных устройств, переработке изношенных объектов, повторному применению снятых деталей, переплавке автомобильного лома, захоронению неперерабатываемых отходов (в основном пластиков, ткани). Благодаря программе авторециклинга только в США, Канаде, Японии и Западной Европе ежегодно утилизируются около 35 млн автомобилей. При этом мировая индустрия рециклинга обеспечивает работой свыше полутора миллионов человек. Общая стоимость продукции, произведенной из переработанных изношенных автомобилей, превышает 250 миллиардов долларов.

2. Технологии утилизации автомобилей и их компонентов

В зависимости от технических возможностей перерабатывающие предприятия используют различные технологии переработки автомобилей, предполагающие различную глубину демонтажа автомобилей. Современные линии по переработке (рис. 3) позволяют измельчать автомобиль даже без предварительного демонтажа и уже потом отделять материалы друг от друга. Они основаны на использовании крупных шредерных установок, в которых специальная молотковая дробилка сначала разбивает автомобиль на куски (с размерами, подходящими для их дальнейшей загрузки в измельчитель роторного типа), при этом сбивает с автомобиля краску, ржавчину, окалину и другие загрязнения. Затем размельченный материал проходит через три сепаратора – весовой, пневматический и электромагнитный. В результате происходит его разделение на черные, цветные металлы и легкие фракции, к которым относятся полимеры, обивка, стекло. Такие фракции, называемые шредерными остатками, составляют 20…25% массы автомобиля и подлежат, как правило, захоронению на полигонах или сжиганию. Повысить использование ресурсного потенциала шредерных остатков можно при помощи новых высокоэффективных и экономически рентабельных технологий, основанных на термическом разложении отходов. Эти технологии позволяют перерабатывать практически все автомобильные шредерные остатки в специальные синтетические газы и метанол.

Схема линии по переработке автомобилей

Рис. 3. Схема линии по переработке автомобилей: 1 – автомобиль; 2 – разрыватель; 3 – шредер; 4 – весовой сепаратор; 5 – пневматический сепаратор; 6 – пылесборник; 7 – магнитный сепаратор

Переработка автомобилей, рама которых изготовлена из алюминиевого сплава, конструктивно связанного с другими металлами, представляет определенную трудность из-за сложности разделения материалов. Для утилизации таких автомобилей в Англии разработана специальная технология импульсного распыления, позволяющая получать гранулы алюминиевого сплава размером 0,325…0,55 мм для последующей их обработки методами порошковой металлургии.

Промышленные шредерные установки для переработки автомобилей могут с легкостью приспособиться к любым материалам и рабочим условиям, а также позволяют достаточно быстро и безопасно измельчать материалы. Они снабжены загрузочной воронкой, группой режущих ножей на двух медленно крутящихся валах, связанных с электроприводом. Процессом измельчения в этих установках управляет программируемый логический контроллер, который в случае, например, перегрузки включает реверс-систему рабочих валов или систему аварийного отключения.

Более прогрессивные технологии переработки, позволяющие получить высокую чистоту и насыпную плотность металлургического вторсырья и тем самым обеспечить снижение времени плавки и повышение качества выплавляемого металла, основаны на более глубоком демонтаже автомобилей. Для реализации таких технологий немецкой фирмой «Metso Lindemann GmbH» разработаны шредерные установки, которые позволяют с высоким качеством и производительностью измельчать автомобильные кузова и очищать металлический лом от посторонних примесей.

Современный технологический процесс переработки транспортных средств выглядит примерно следующим образом.

  1. Сначала с автомобиля сливают все эксплуатационные технические жидкости (остатки бензина, моторное и трансмиссионное масла, тормозную жидкость и т. п.). Жидкости помещают в отдельные емкости и отправляют на последующую переработку.
  2. Потом проводится демонтаж автомобиля: снимают колеса, аккумулятор, двигатель, стекла, некоторые пластиковые и другие детали. Из общего потока демонтированных частей отбираются кондиционные узлы и изделия для продажи и детали для восстановления. Остальные автомобильные компоненты, подлежащие вторичной переработке, направляются в специальный мобильный пресс, который позволяет провести их брикетирование и упаковку для того, чтобы уменьшить объем при транспортировке. Далее брикеты высокой плотности отправляют на измельчение, очистку и сортировку по группам материалов на перерабатывающее предприятие.
  3. Кузов автомобиля измельчается на фракции различной степени дисперсности. После этого происходит разделение металлов. Получившийся лом цветных и черных металлов отправляют на металлургическое производство. Использование для плавки металла чистого лома в виде шрота существенно снижает стоимость получаемой металлопродукции.

Описанный цикл переработки старых автомобилей применяется в европейских странах уже достаточно давно. В России он лишь набирает обороты.

Особый интерес в цикле переработки автомобилей представляет утилизация изношенных автомобильных компонентов, таких как шины, аккумуляторы, пластмассы, отработанные эксплуатационные жидкости и др.

Проблема переработки изношенных автомобильных шин и вышедших из эксплуатации резинотехнических изделий имеет большое экологическое и экономическое значение для развитых стран мира. Это обусловлено невосполнимостью природного нефтяного сырья. Данное обстоятельство определило необходимость использования вторичных ресурсов с максимальной эффективностью. Однако если обратиться к российской действительности, то только в Московском городском округе каждый год выходит из эксплуатации до 60 тыс. тонн автомобильных шин, которые вместо вторичной переработки подвергаются примитивной утилизации путем сжигания. При их сгорании в атмосферу выделяется масса токсичных веществ: бензопирен, сажа, диоксин, фуран, полиароматические углеводороды, полихлорированные бифенилы, мышьяк, хром, кадмий и т. д., которые способствуют ухудшению экологической обстановки. Таким образом, данный способ утилизации шин является крайне вредным для окружающей среды. Вместе с тем существуют современные технологии утилизации шин, которые позволяют получать дополнительные финансовые средства от реализации продуктов переработки.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что шины, выработавшие свой ресурс, могут быть подвержены «полному» рециклингу, т. е. шины могут быть восстановлены, конвертированы или переработаны.

По данным шинной промышленности, восстановлению подлежат в среднем около 15% автомобильных шин, вышедших из строя вследствие износа протектора и не имеющих существенных повреждений. Их восстановительный ремонт осуществляют методом «наваривания» нового протектора с одновременным формированием рисунка («горячая» вулканизация) и методом «холодной» вулканизации, проводимой при температуре около 100 С с использованием порошков, которые ускоряют процесс приклеивания ленты с заранее нанесенным рисунком.

Восстановление автомобильных шин по технологии «Marangoni» путем приклеивания готовых протекторов кольцеобразной формы

Рис. 4. Восстановление автомобильных шин по технологии «Marangoni» путем приклеивания готовых протекторов кольцеобразной формы

Необходимо отметить, что при восстановлении предпочтение отдают шинам грузового автотранспорта вследствие высокой стоимости их новых колес. При этом восстановление одной изношенной шины обходится в среднем в 2…3 раза дешевле изготовления новой шины.

Конверсия изношенных шин заключается в разрезании их на части и фрагменты, которые в дальнейшем используют в качестве строительных материалов для защиты почв от эрозии, укрепления берегов искусственных водоемов и др. Известно, что шины практически не загрязняют воду и имеют большую долговечность в грунте и спокойной воде, поэтому такое их вторичное использование приносит большой экономический и экологический эффект.

Другую часть изношенных шин перерабатывают двумя основными способами – физическим и химическим.

Физический способ является одним из высокопроизводительных и наиболее распространенных способов измельчения автомобильных шин. Для измельчения используют технологии, при которых резина не претерпевает каких-либо физико-химических изменений и сохраняет свою структуру.

Наиболее простой является технология механического измельчения (ресалтинг) шин в шредерных установках с сепарационной техникой. В результате механической переработки получают резиновую крошку (65%), у которой наиболее полно сохраняется первоначальная структура и свойства каучука, металлические (25%) и текстильные отходы (10%).

После утилизации шин существует широкая возможность дальнейшего использования резиновой крошки, но это требует дополнительной обработки. Она может быть использована в качестве регенерата для резиновых производств, добавки при изготовлении асфальтобетона, сорбента для сбора нефти с поверхности воды, при производстве антикоррозийной мастики, гидроизоляционных материалов, герметиков для бесшовной кровли и многого другого.

Гораздо быстрее и легче процесс измельчения шин проходит при низких температурах (-90°С), когда резина находится в псевдохрупком состоянии. Измельчение резины при низких температурах снижает энергозатраты на дробление, улучшает отделение металла и текстиля от резины. В этой технологии охлаждение резины в большинстве случаев осуществляют жидким азотом, который является дорогостоящим продуктом. Именно это и является сдерживающим фактором для широкого применения на практике технологии низкотемпературного измельчения. Более экономически выгодным является процесс охлаждения при помощи воздушных турбохолодильных машин. В диапазоне температур от -90 до -120°С применение турбохолодильных машин позволяет снизить себестоимость получения холода в 3…4 раза по сравнению с использованием жидкого азота.

Существуют и другие технологии переработки автомобильных шин, которые основаны на новейших научно-технических достижениях.

Достаточно широкое распространение получила бародеструкционная технология переработки шин, в которой используется высокое давление, позволяющее перевести резину в вязкотекучее состояние. В этом состоянии происходит измельчение резины путем выдавливания псевдожидкой массы через отверстия специальной камеры. При этом достаточно легко осуществляется отделение резины от металлического корда и бортовых колец.

В последнее время появилась новая технология утилизации шин, разработанная российскими учеными, в которой их измельчение производят озоновым потоком. Благодаря этой технологии утилизация изношенных автомобильных шин становится практически экологически безопасной, так как озон подавляет все токсичные выбросы.

Безусловно, большой интерес представляет, вероятно, самая экологически чистая технология микробиологической переработки бывших в употреблении автомобильных шин. В соответствии с этой технологией они подвергаются биологическому разложению с помощью микробов в специальных емкостях. В результате получают гранулят для удобрения сельскохозяйственных полей.

На основе химического способа переработки изношенных шин разработаны технологии, направленные на получение в основном вторичного энергоресурса. Продукты переработки различной молекулярной массы получают сжиганием, крекингом или пиролизом, т. е. процессами, связанными с высокотемпературным разрушением структуры резины.

Высокотемпературная переработка шин проводится двумя методами – прямым, при котором их сжигают в избытке кислорода, и косвенным, при котором используется газ, полученный, например, при пиролизе.

В первом случае шины целые или в измельченном виде (фракции размером 50…100 мм) используют в качестве высококалорийного альтернативного топлива в целлюлозно-бумажном, цементном и других производствах. Также резиновая крошка как топливный материал может применяться в виде добавки при сжигании угля, горючих сланцев с целью повышения их теплотворной способности.

Во втором случае тепло, получаемое при сжигании горючего газа, произведенного при пиролизе автомобильных шин, можно использовать для получения горячей воды или водяного пара и т. п.

Японские специалисты, выполнившие сравнительный экономический анализ различных технологий утилизации изношенных шин, пришли к выводу, что пиролиз является наиболее эффективной технологией переработки шин. Пиролиз шин, осуществляемый при 425…650°С при пониженном давлении и отсутствии кислорода, позволяет провести разложение органических материалов и их возгонку, при этом оставить металлическую составляющую в неокисленном виде.

Пиролиз позволяет из тонны перерабатываемых автомобильных шин получить 450…600 литров пиролизного масла, 250…320 кг пиролизной сажи, 55 кг металла и 10,2 м3 пиролизного газа. Полученные низкомолекулярные углеводороды в большинстве случаев используют в качестве топлива. Кроме того, из газообразной фракции пиролиза выделяют ароматические масла, пригодные для приготовления резиновых смесей при производстве резинотехнических изделий. Тяжелая фракция пиролиза применяется как добавка к битуму, который используется при строительстве дорог. Пиролизная сажа применяется при производстве пластификаторов и смягчителей регенерации резины.

Автомобильные аккумуляторы, которые используются в современных автомобилях, в основном выпускаются в виде кислотно-свинцовых батарей, как правило, в пластмассовых корпусах. Используемый в них электролит представляет собой водный раствор серной кислоты с добавлением некоторых стабилизирующих добавок. Утилизация таких аккумуляторов осуществляется по следующей технологии: слив электролита, срезание крышки корпуса аккумуляторной батареи, разделение аккумулятора на свинцовую и полимерную части, последняя в основном уничтожается путем высокотемпературного сжигания. Использованный электролит в отдельных случаях (при наличии специального оборудования) подвергают повторной переработке, во всех остальных – его нейтрализуют и сливают в сточные воды. Свинцовые пластины переплавляют и отправляют на производство новых аккумуляторов. Применение таким образом полученного при переработке чернового свинца положительно влияет на снижение цены следующего поколения аккумуляторов.

Особое внимание в последнее время уделяют переработке пластмасс, которые все больше используются при производстве автомобилей. Их переработка во вторичные материалы и использование с максимальной эффективностью возможны только после рассортировки по видам полимеров и конкретным маркам пластмасс. Путем измельчения и переплавки старых пластмассовых деталей получают строительный и промышленный пластик, из которого изготавливают, как правило, неответственные детали автомобилей (бамперы, обивка багажника, коврики и т. п.), а также хозяйственные товары (бутылки, дорожные ограждения, хозяйственная утварь, покрытия для садовых дорожек и др.).

Отработанное автомобильное масло, сданное на переработку, утилизируют путем термического крекинга. В результате получают печное топливо для ТЭЦ (60…70%), бензин-растворитель (10…12%) и тяжелую углеводородную фракцию (10…15%), которую используют в производстве асфальта.

Такова зарубежная практика. Реальная ситуация с переработкой отслуживших свой срок автомобилей в России оставляет желать лучшего и требует выработки и проведения системной государственной политики, которая должна привести к созданию системы экономически и экологически эффективной утилизации.

 

Просмотров: 694

extxe.com

УТИЛИЗАЦИЯ — это… Что такое УТИЛИЗАЦИЯ?

  • УТИЛИЗАЦИЯ — (ново лат., от лат. utilis полезный). Пользование, употребление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УТИЛИЗАЦИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

  • УТИЛИЗАЦИЯ — УТИЛИЗАЦИЯ, использование отбросов и отходов для различных целей в промышленности, в сельском хозяйстве и животноводстве. У. играет большую роль как один из способов борьбы с потерями на производстве. В условиях народного хозяйства СССР… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Утилизация — использование ресурсов, не находящих прямого применения по назначению, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления. См. также: Утилизация Природные ресурсы Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • утилизация — использование, употребление, применение, переработка Словарь русских синонимов. утилизация см. использование Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александ …   Словарь синонимов

  • утилизация — и, ж. utilisation < utile <лат. utilis полезный. Полезное употребление. Павленков 1911. Нахождение применения чего л.; употребление с пользой. Утилизация тепла. БАС 1. Лекс. Толль 1864: утилизация; Уш. 1940: утилиза/ция …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • УТИЛИЗАЦИЯ — (от латинского utilis полезный), употребление с пользой, например утилизация отходов …   Современная энциклопедия

  • УТИЛИЗАЦИЯ — УТИЛИЗАЦИЯ, утилизации, мн. нет, жен. Действие по гл. утилизировать; использование, применение чего нибудь. Утилизация отбросов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • утилизация — Действие в отношении несоответствующей продукции, предпринятое для предотвращения ее первоначально предполагаемого использования. Пример Переработка или уничтожение. Примечание В ситуации с несоответствующей услугой использование предотвращается… …   Справочник технического переводчика

  • Утилизация — (от латинского utilis полезный), употребление с пользой, например утилизация отходов.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • УТИЛИЗАЦИЯ — (от лат. utilis полезный) использование ресурсов, не находящих прямого применения по назначению, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд …   Экономический словарь

  • dic.academic.ru

    Значение слова УТИЛИЗАЦИЯ. Что такое УТИЛИЗАЦИЯ?

    • УТИЛИЗА́ЦИЯ, -и, ж. Употребление с пользой, использование. Утилизация тепла. Утилизация солнечной энергии. || Использование каких-л. отходов в качестве сырья, полуфабрикатов, топлива, удобрения и т. п. Утилизация отбросов. [От лат. utilis — полезный]

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

    В каком смысле употребляется прилагательное надёжный в отрывке:

    А уж она своим терпением и мудрой любовью к нему была самым надёжным доказательством, что лучшие его чувства не были обманом, а нынешние беспорядки временны и обязательно скоро пройдут.

    В прямом
    смысле

    В переносном
    смысле

    Это устойчивое
    выражение

    Это другое
    прилагательное

    kartaslov.ru

    что это такое, использование, утилизация

    Автор Ольга Борищук На чтение 7 мин. Просмотров 60 Опубликовано

    Обычно мусор вывозится и утилизируется на специализированных полигонах. Но есть такой вид отходов, которые перед основной утилизацией следует дополнительно переработать. Обезвреживание отходов – это вид деятельности, который предусматривает обезвреживание токсичных отходов во избежание их пагубного воздействия на экологию.

    Обезвреживание отходовОбезвреживание отходов

    Что понимают под обезвреживанием отбросов и какие относятся к особо опасным?

    Законодательство федерации предусматривает дополнительную переработку мусора перед тем, как утилизировать его, если отбросы представляют опасность для окружения.

    К таким отходам относятся:

    • инфицированные;
    • токсические;
    • медицинские, за исключением первого разряда опасности;
    • легковоспламеняющиеся;
    • твёрдые бытовые отходы с 1-го по 4-ый классы опасности.

    Переработка, которая влияет на изменение внешнего вида отходов и выполняется перед утилизацией на полигоне, считается обезвреживанием отходов.

    Чем отличаются утилизация и обезвреживание?

    Обезвреживание отходовОбезвреживание отходов

    Две операции – утилизация и обезвреживание – два подобных процесса, хотя разница в них имеется. Обезвреживание отходов предусматривает обработку, которая снижает токсичность и степень негативного влияния на экосистему. А утилизация – это повторное использование мусора для создания новых материалов.

    Если бытовой мусор можно сразу отправлять на утилизацию, то медицинский обязательно должен пройти процедуру обезвреживания.

    Два этих процесса выполняют согласно нормативным постановлениям, которые утверждаются на уровне государства и региона.

    Мусор обязательно должен содержать паспорт, в котором описывается его негативное влияние на экосистему.

    Где обезвреживают отходы?

    Обезвреживание отходовОбезвреживание отходов

    Учреждения, которые выполняют процессы по уменьшению токсического воздействия отходов на экосистему, и есть обезвреживающими объектами. Помещения оснащены специализированным очистным оборудованием, установка которого должна соответствовать нормативным актам, утвержденным правительством.

    Есть и требования экологических служб, согласно которым происходит строительство подобных зданий:

    1. Территория под строительство такого сооружения выбирается согласно санитарно-эпидемиологическим правилам. Также проводятся экологические исследования, и после этого Российский природный надзор выдает разрешение на возведение здания.
    2. Во время проектирования сооружения следует руководствоваться положениями СанПина о требованиях к охране вод.
    3. В здании устанавливаются агрегаты, которые очищают воздух в цехах.

    Что считается критерием обезвреживания, чтобы снизить токсичность мусора?

    Переработка мусора, как критерий операции обезвреживания, является важным этапом устранения негативного влияния на экологическую систему. Цель этой процедуры – частично или полностью подавить токсичные выделения отходов, руководствуясь классом опасности. Выполнение обезвреживания происходит с помощью способов, которые указаны в законодательстве страны.

    Изменения в Федеральном законе № 89 об отходах

    Обезвреживание отходовОбезвреживание отходов

    Федеральный закон об отходах был принят в 1998 году. Но с 2014 года он периодически менялся. В него были внесены следующие изменения:

    Вариант, принятый первоначально Внесённые изменения
    Присутствовал термин «использование» «Использование» изменено на «утилизацию». Понятие обладает значением, как повторное использование отходов в промышленности.

    Добавили понятие «обработка».

    Обезвреживание имело узкое значение. Подвергнувшись изменениям, понятие получило развёрнутое объяснение, в котором речь идёт об уменьшении химических и физических свойств продукта.
    Продолжительность хранения не была ограничена и обозначала содержание. Понятие «хранение» называется складированием. Находится на складе больше 11 месяцев.
    Обращение не предусматривало утилизацию и переработку. Обращение, помимо основных процессов, включает обезвреживание и утилизацию.
    Объект размещения – здание, предназначенное для хранения отходов, которое называют хранилищем, полигоном, шламохранилищем, отвалом пород. Дополнено выражение «шламовый амбар»
    Прописаны понятия, подразумевающие объекты захоронения, обезвреживание мусора.

    Способы обезвреживания

    Обезвреживание отходовОбезвреживание отходов

    Обезвреживание может быть двух типов: ликвидационное и утилизационное. В первом варианте процесс происходит следующим образом: сжигание, захоронение или выбрасывание в мировой океан. А во втором – это переработка и вторичное применение продукта.

    Существуют такие способы, чтобы обезвредить мусор:

    1. Биометрический.
    2. Химический.
    3. Термический.
    4. Механический.
    5. Биологический.
    6. Физический.

    Способы обезвреживания отходов разрабатываются и реализуются на основе санитарных требований:

    1. Надёжность процедуры должна быть высокой и, согласно классу опасности, исключать негативное влияние отходов на окружающую среду.
    2. Материалы, которые образуются при обезвреживании, не должны попадать в атмосферу.
    3. Процесс обработки должен происходить максимально быстро, чтобы вредоносные вещества не успевали распространяться.
    4. Внимательно проверяется, чтобы грызуны и насекомые не могли проникнуть в здание, где производится обезвреживание отходов. Поскольку животные могут стать причиной распространения вредных бактерий.
    5. Если предоставляется возможность вторичного использования отходов, то следует применять его в качестве топлива или другого сырья.

    Требования ко всем вариантам обезвреживания отходов строгие, но выполнение их не требует применения усилий. Любой метод, выбранный для обработки, допускается к использованию.

    Биометрический метод

    Биометрический вариант обезвреживания продукта подразумевает изменение внешнего вида отходов. Такой метод заключается в нагревании продукта, а далее происходит его гниение. Постепенно мусор превращается в гумус. А это используется на полях в качестве удобрения.

    Компостирование относится к данному способу обезвреживания. В материалах происходят внутренние процессы, и температура повышается. Внешние факторы на продукт влияния не оказывают. Биометрический метод используется на полигонах. Но иногда оборудование, выполняющее данный вид обезвреживания, устанавливается на заводах. Там процесс утилизации длится несколько дней.

    Термический

    Обезвреживание отходовОбезвреживание отходов

    Такой метод предусматривает обработку, которая нивелирует вредное влияние мусора. Отходы обрабатываются паром, сжигаются. Сжигание происходит за населёнными пунктами, на полигонах, или в специализированных резервуарах, установленных на предприятиях.

    Сжигать твёрдые бытовые отходы можно на заводах, где установлены фильтры для очищения паров продуктов уничтожения.

    Химические способы

    Такой способ подразумевает использование кислот, щелочей для обезвреживания. Какой именно продукт для уничтожения выбрать, зависит от класса опасности мусора и его размеров.

    Биологический вариант

    Данный метод обработки похож на биометрический, но к выполнению процесса присоединяются микроорганизмы. Это помогает ускорить процесс разложение и образование удобрения. Такой способ используется в лесничествах, сельскохозяйственных угодьях.

    Физический

    Процесс физической обработки происходит с помощью специального оборудования. Его использование довольно эффективно и показывает высокие результаты. Для этого способа подходит неорганический мусор. К нему относится:

    • обработка ультразвуком;
    • способ пиролиза;
    • влияние микроволнового излучения;
    • воздействие ультрафиолета;
    • электрическая обработка.

    Механический

    Механическое обезвреживание заключается в измельчении продукта, его дальнейшем прессовании. Выбирая способ для обезвреживания отбросов, следует обращать внимание на вид мусора, его массу, размеры. Механический вид подходит не для всех отбросов. Если отходы имеют 1-ый или 2-ой класс опасности, или это медицинский мусор, то при механическом способе обработки токсичность продукта сохранится.

    Отчетность об обезвреживании отходов

    При выполнении операций по обезвреживанию отходов, работающие организации должны представлять отчеты о проделанной работе. Каждый год подробный отчет руководители компаний направляют в Росприроднадзор. В документе содержится информация о мусоре, какой он и сколько его было обезврежено и утилизировано, с какими организациями были заключены договоры. Документальная отчётность, которая должна представляться в руководящие учреждения, указана в Федеральном Законе №89.

    Документация для процесса обезвреживания

    Обезвреживание отходовОбезвреживание отходов

    Если фирма решила заняться вывозом, обезвреживанием и утилизацией мусора, то для этого должна быть получена лицензия. Документ выдаётся, если организация подходит под указанные стандарты:

    1. Резолюция на строительство здания должна быть одобрена.
    2. Следует иметь на руках документы, которые подтверждают право собственности на территорию под строительство.
    3. Заключение геологического исследования.
    4. Заключение СЭК, что все санитарные и гигиенические требования соответствуют стандартам.
    5. Документы, которые подтверждают законность деятельности сотрудников .

    Ответственность

    Ответственность по обезвреживанию отходов возлагается на организацию, которая занимается этой деятельностью. Если не соблюдены санитарные и гигиенические нормы, персонал не соответствует требованиям, оборудование установлено не по стандартам, то руководители будут нести ответственность перед законом.

    Заключение

    Обезвреживание мусора – это важный процесс утилизации. Данная процедура помогает снизить негативное влияние выделений, появляющихся во время обезвреживания, в окружающую среду. В зависимости от вида мусора, и состава некоторые  отходы сохраняются и могут вторично использоваться для производства нового сырья.

    othodovnet.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о