В чем практическая значимость атласа профессий – Проектная работа по теме «Атлас профессий»

Содержание

Урок по профориентации с использованием атласа новых профессий «Взгляд в будущее»

Конспект урока по профориентации с использованием атласа новых профессий

«Взгляд в будущее».

Координатор: Д.В.Алтунина

Учреждение: ЧОУ школа-интернат №30 ОАО «РЖД» г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Учащиеся: 9-11 классы.

Количество участников: по 10-12 человек

Место проведения: Кабинет по профориентации.

Цель: Активизация процесса формирования психологической готовности старшеклассников к самоопределению.

Задачи:

1 .Развитие умения прогнозировать свое будущее.

2. Дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.

3. Формирование умения работать в коллективе и учитывать мнение других.

4. Знакомство с атласом новых профессий.

Представление о результатах:

осознание выбора будущей профессии с учетом будущего технологического развития.

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

умение работать в группе.

— умение высказывать своё мнение.

— умение работать самостоятельно.

Оборудование: компьютер с атласом новых профессий, мультимедийный проектор, маленькие листочки для записей, фломастеры, цветные карандаши, ватман, карточки и таблички с профессиями настоящего времени.

Ход занятия:

— Здравствуйте ребята! Каждый из вас, задумывается, какую профессию выбрать, будет ли его специальность востребована в будущем и сможет ли он найти престижную, высокооплачиваемую работу. Тип нужных для страны специальностей зависит от многих факторов, например, экономическая и политическая ситуация, развитие технологических процессов в различных регионах. Поэтому прежде чем посвятить свою жизнь определенной должности, стоит хорошенько поразмыслить над ее значимостью, особенностями, а также о возможности совмещения ее с другими близкими сферами жизни.

Игра разминка «Кто я»

Перед участниками карточки с профессиями, перевернутыми вниз надписью. Каждый по очереди вытягивает карточку и должен назвать три, четыре профессиональных качеств этой профессии. Другие участники должны отгадать. Участникам предлагаются профессии, наиболее востребованные на 2016 год ( профессии: врач, эколог, охранник, педагог, архитектор, ИТ — специалист, лингвист -переводчик, юрист, дизайнер, логист, диспетчер, инженер). Так со всеми участниками.

Упражнение «Кто есть кто»

Теперь давайте распределим профессии. Я называю профессию, а вы должны показать на того участника, кому она больше всего подходит. Кто наберет больше голосов, тому и достается табличка с профессией. А кто выбрал прокомментируйте почему. Так, будем голосовать, пока не распределим все профессии. ( врач, эколог, охранник, педагог, архитектор, ИТ — специалист, лингвист -переводчик, юрист, дизайнер, логист, диспетчер, инженер).

Игра «Взгляд в будущее»

Теперь мы отравляемся в путешествие. Приставьте, прошло 30 лет. Ваши профессии изменились, а некоторые исчезли. Вам что бы продолжить работать, надо овладеть новыми знаниями, умениями. Давайте посмотрим, кто есть кто. Как теперь называется ваша профессия (атлас новых профессий)? Какими надпрофессиональными навыками и умениями вам надо овладеть? Участники ищут в атласе новых профессий свою профессию.

Например:

врач – генетический консультант, молекулярный диетолог, эксперт персонифицированной медицины;

эколог – специалист по преодолению системных экологических катастроф, экоаналитик в добывающих отраслях, сельскохозяйственный эколог;

охранник – дистанционный координатор безопасности, проектировщик личной безопасности;

педагог – игромастер, тьютор;

архитектор – специалист по перестройке/ усилению старых строительных конструкций, архитектор «энергонулевых домов»;

ИТ — специалист –ИТ-аудитор, архитектор информационных систем, проектировщик нейроинтерфейсов;

лингвист – переводчик – профессия – пенсионер, цифровой лингвист;

юрист – профессия – пенсионер, сетевой юрист, виртуальный адвокат;

дизайнер – проектировщик инфраструктуры «умного дома»;

логист, диспетчер – профессия – пенсионер, оператор кросс –логистики;

инженер – проектировщик высокоскоростных дорог, инженер производства малой авиации, проектировщик дирижаблей, специалист по модернизации строительных технологий , BIM –менеджер –проектировщик.

Игра «Город будущего»

Постройте город будущего (нарисовать на ватмане). Продумайте экономическую и социальную обстановку. Посмотрите по атласу новых профессий какие отрасли получили свое развитие. Составьте портрет будущего профессионала. Запишите свою будущую профессию с именем на листочек и приклейте к ватману.

Защита проекта «Город будущего».

Ребята рассказывают, как изменился город, какие отрасли развиваются. Представляют свою новую профессию, как она изменилась, как называется, что пришлось изучить для освоения новой современной профессии, какие дополнительные навыки надо приобрести и т.д. Анализируя надпрофессиональные навыки и умения различных профессий из разных отраслей, составляют портрет будущего профессионала.

Рефлексия: Обсуждаем. Что вам больше всего понравилось? Почему? Помог ли вам атлас новых профессий сориентироваться на будущее самоопределение? Как? Почему?

Литература и сайты:

  1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники(8-11 классы). — М.: ВАКО, 2005. — 288 с.

  2. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: “Институт практической психологии”. Воронеж: НПО “Модэк”, 1997, 56 с.

  3. http://atlas100.ru/catalog

  4. http://god-2016.com/novosti/

  5. http://klub-drug.ru/shkolniki/

  6. http://proprof.ru/stati/careera/

infourok.ru

Методическая разработка (3 класс) на тему: «Профориентационные стратегии в современном образовании на основе атласа новых профессий»

«Будущее в твоих руках!»

Внешкольная развивающая игра для учащихся 3-5 классов.

Оборудование:

  • видеофильм;
  • карточки с названиями профессий современного мира;
  • карточки с названиями профессий будущего  из Атласа;
  • плакат;
  •  карта путешествия.

                 ТСО:

  • мультимедийная установка,
  • компьютер,
  • экран.

Цель: познакомить детей с профессиями  будущего на основе атласа новых профессий.

Задачи:

  1. обобщить  имеющиеся знания о современных профессиях;
  2. познакомить с Атласом новых профессий;
  3. развивать умение работать в команде,  преодолевать трудности.

Ход игры:

1. Дети занимают места в помещении.  На экране стоит заставка видеофильма.

Педагог: — Здравствуйте, ребята. У нас чрезвычайное происшествие.  С нами на связь должны выйти необычные люди, (задумчиво) а может и не люди. Я жду с минуты на минуту важное сообщение. (Педагог взволнован, постоянно поглядывает на экран электронной доски.)  Из сообщения, которое мне пришло по смс,  я поняла только одно: нам надо ждать какой — то необычной информации. (Появляется  девушка – незнакомка на экране)

Девушка:  « Всем галактический привет! О, я вижу, что здесь находятся совсем юные представители будущих поколений.  Давайте знакомиться. Я  из будущего. Да, да из будущего, которое наступит совсем скоро.  А в  будущем все будет иначе: новые разработки, технологии, экология, жизнь, культура, а самое главное, что профессии станут совершенно другими, а некоторые вообще исчезнут. Я вижу на ваших  лицах сомнение и недоверие. Да меня предупреждали, что к моим словам могут отнестись с недоверием. Поэтому совсем скоро  я прилечу на вашу планету Земля для того, чтобы рассказать вам, что произойдет с миром и профессиями, которыми владеют земляне в вашем современном мире. Итак, запишите время … (В этот момент, что то происходит со связь: шум, рябь.  Изображение исчезает.)

Педагог:  Как же быть. Это ведь очень важная информация. (Раздается сигнал сообщения на телефоне учителя. ) Педагог читает сообщение, в котором говорится о времени и месте встречи.

Педагог:  «Незнакомка прибудет с минуты на минуту, поэтому нам нужно пройти в другой кабинет».  Дети вместе с преподавателем входят в другой кабинет и видят перед собой «незнакомку из будущего». Незнакомка приветствует их и начинает рассказывать о том, каким будет мир будущего.

 Незнакомка: «Дорогие ребята, вам, наверное, интересно кто я? Меня зовут Бет 97. Я прибыла к вам из 2056 года и хочу  рассказать, что в будущем все будет по-другому. Все изменится. Связи с другими странами будут расти и укрепляться. Какой иностранный язык вы изучаете? (Дети отвечают) Это очень хорошо, но в будущем  людям нужно будет знать помимо английского языка множество других иностранных языков, чтобы общение стало удобнее. Большинство людей будут работать дома, находить и общаться с  клиентами через интернет, техника будет улучшаться и в мире, насыщенном автоматикой, компьютеры и роботы  будут не конкурентами, а помощниками человеку. Поэтому нужно будет уметь настраивать роботов и системы искусственного интеллекта под выбранные человеком задачи. Нужно будет уметь не только заходить в интернет, но и разбираться в более сложных вещах.

Так же не нужно забывать об экологии! Природные богатства не безграничны, и все мы должны нести ответственность за место, где мы обитаем – будь то наш дом, город, страна или наша общая планета. И это далеко не все, что вас ждет в мире будущего. Множество профессий, которые существуют сейчас   вовсе исчезнут,  но так же появится множество новых, которым ,возможно, вы будете обучаться через несколько лет.

Ребята, вы хотите узнать, что это будут за профессии? Тогда давайте отправимся в необычное путешествие!  Меня отправили к вам на Землю, что бы вы узнали о профессиях будущего. Для вас приготовлено несколько испытаний, которые помогут вам узнать больше о мире будущего. За каждое удачно пройденное испытание вы получите кусочек карты, которая покажет вам, где спрятано вознаграждение. Давайте начнем! Вам необходимо преодолеть 4 станции»

1 станция: « ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ».

Перед игрой дети получают карточки с четными и нечетными числами.

Бет 97: У вас в руках есть магические цифры, которые помогут вам разделиться на 2 команды. Первая команда:  Ее члены составят ребята,  у которых четные числа. Вторая – нечетные числа. (дети быстро формируют команды. ) Прикрепите магические цифры на свою одежду (цифры на клейкой бумаге)

Задание: Вам надо  угадать и назвать профессию, которая существует в вашем современном мире.  Каждая команда выбирает профессию и показывает ее без слов, при помощи жестов, звуков, мимики.

 Карточки:

1. Библиотекарь

2. Врач

3. Таксист (водитель)

4. Грузчик

5. Строитель

6. Учитель  

8. Швея

Дети угадывают профессии, если все профессии угаданы удачно, то команда или обе команды  получают кусочек карты и переходят к следующему испытанию.

2 станция «ИСЧЕЗНОВЕНИЕ». 

В зависимости от количества детей, второе испытание проходят или 2 команды, как в предыдущем испытании, либо команды объединяются в одну (в случае небольшого количества детей 10-12)

Бет 97: Для того, что бы пройти это испытание вам надо объединиться в единое целое.

 Задача №1: Выстроится по порядку номеров за 1 минуту. Звучит сигнал, и дети быстро выстраиваются в шеренгу.

Бет 97: Первую часть  этого испытания вы прошли. Но наша станция называется «Исчезновение»

Каждая  команда должна на листе (А4) написать профессии, которые по вашему  мнению могут устареть или исчезнуть навсегда.

Если вы будите испытывать затруднения,  вы можете воспользоваться подсказкой. Ученые создали необычный Атлас профессий. В нем собрана огромная информация об исчезающих профессиях, о профессиях будущего.  Мы выбрали несколько профессий из Атласа, но зашифровали их в виде пазлов. Вы можете воспользоваться этими подсказками.  Если вы хотите взять подсказку, команда поднимает карточку с надписью «Атлас профессий». Затем берет подсказку.  (Составляют пазлы, записывают профессии.)

Время: 10-15 мин. Через 10 минут после начала испытания «Незнакомка » собирает листы и зачитывает список, дети должны пояснить почему они считают, что эти профессии должны исчезнуть.

Бет 97 вместе с преподавателем перечисляет им профессии, которые действительно на грани исчезновения из списка «Атласа профессий» и поясняет, по каким причинам они исчезнут.

Профессии:  Бухгалтер,  корректор,  монтировщик декораций,  библиотекарь, турагент, дублер/каскадер, экскурсовод, журналист, переводчик,  парковщик, почтальон, швея, инспектор дпс,  официант, тренер.

В конце испытания дети получают кусочек карты.

3 станция «ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО»

На столе  в хаотичном порядке лежат карточки  с названиями профессий, которые появятся в будущем. ( Профессии взяты из «Атласа профессий».) Дети должны выбрать себе карточки  и попытаться догадаться, чем будут заниматься люди этих профессий  в будущем.

Бет 97 и преподаватель дополняют рассказы детей.

В конце испытания дети озвучивают, кем бы они хотели стать из названных профессий и получают кусочек карты.

Профессии будущего:

Архитектор медоборудования:

Разработчик киберпротезов и имплантов:

Экоаналитик в строительстве:

Проектировщик доступной среды:

Специалист по преодолению системных экологических катастроф:

Проектировщик личной безопасности:

Куратор коллективного творчества:

Экопроповедник:

Строитель «умных» дорог:

Эковожатый:

4 станция «БУДУЩЕЕ В ТВОИХ РУКАХ».

Станция-рефлексия. С участниками игры обсуждается то, что они узнали во время прохождения станций.

Учитель говорит детям о том, что мир будущего будет  сильно отличается от современного мира, к которому мы привыкли.  И  жить в этом мире предстоит им, а для этого надо уже сейчас задумываться какие профессии получат свое развитие в будущем,  учиться работать в команде, понимать и учитывать свои и чужие сильные стороны, быть творческими, креативными людьми. Уметь принимать нестандартные, неожиданные решения. И что бы разобраться в вопросах связанных с новыми профессиями,  а может и найти ту профессию, овладеть которой станет вашей мечтой, для этого создан Атлас новых профессий.  Можно предложить детям нарисовать профессии будущего, которыми они хотели бы овладеть. После этого участникам выдается последний кусочек карты. Они складывают ее.  Находят обозначение места, где спрятан приз /клад. (Приз  на усмотрение организатора игры.)

На доске, появляется надпись:  БУДУЩЕЕ В ТВОИХ РУКАХ.  АТЛАС ПОМОЖЕТ НАЙТИ ДОРОГУ!

nsportal.ru

Читать онлайн «Атлас новых профессий: практика применения» бесплатно

От редактора

ДМИТРИЙ СУДАКОВ, руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Атлас новых профессий — это масштабный проект, поддержанный Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково». За годы существования проекта в 25 отраслях российской экономики было проведено свыше четырех десятков форсайт-сессий, объединенных в альманах, где собраны описания нашего будущего и профессий, которые будут в нем возникать. В 2015 году появился сайт Атласа (http://atlas100.ru), на котором помимо содержания альманаха сегодня собрано большое количество примеров его применения для профориентации школьников и студентов.

Очень важно понимать, что Атлас новых профессий — не волшебная книга с правильными ответами, это, скорее, инструмент, помогающий развивать мышление о будущем. Инструмент, который может помочь подросткам, задумывающимся над тем, кем быть в этой жизни, помочь их родителям, которые думают, кем быть их детям, помочь педагогам, которые думают о том, как способствовать профессиональной ориентации подростков.

Таким образом, одной из центральных задач Атласа является определенная эмоциональная встряска, снятие шор с глаз, потому что сегодня влияние родителей, влияние медийного пространства в вопросах выбора профессии очень велико. Поэтому все постоянно говорят, что молодые люди рвутся в чиновники, рвутся в экономисты, юристы, и так далее. Мы же видим, что будущее намного разнообразнее и интереснее этих представлений, миру понадобятся не стандартизированные сотрудники индустриального образца, а люди, способные творчески мыслить и создавать высококонкурентный продукт.

Из-за того, что мир стремительно меняется, сегодня мы находимся в ситуации провала институтов профориентации. Эти институты и практики создавались в индустриальную эпоху, когда мир был достаточно прост и понятен — крупные системы планирования вроде Госплана СССР были способны спрогнозировать потребность в профессионалах практически любого уровня на горизонте работы системы образования (10–15 лет). В те годы действительно было возможно отстроить систему, в которой человек диагностировался, определялись его склонности и интересы, после чего он вставал на ту или иную траекторию, которая приводила его к понятному рабочему месту в экономике.

Сегодня же мы видим, что ни государство, ни бизнес не способны предъявлять ответственный запрос на специалистов для экономики 2030–2035 годов: часть сегодняшних профессий рискует практически исчезнуть, появится большое количество новых, и почти все сегодняшние профессии изменятся до неузнаваемости. Что намного важнее, в связи с нарастающей скоростью изменений люди будут вынуждены достаточно часто менять свою деятельность, «убегая от автоматизации».

Все это ведет к тому, что нам понадобятся люди, которые смогут самостоятельно заниматься построением собственной карьерной (и образовательной) траектории — крайне востребованный навык XXI века, о котором, к сожалению, мало кто говорит.

Профориентация XXI века должна превратиться из программирующе-формирующего института в полноценное профессиональное или карьерное ориентирование. Ближайшая аналогия — спортивное ориентирование, когда человек, который находится в лесу, с помощью компаса, карты и других инструментов способен брать азимут, строить маршрут, чтобы выйти туда, куда хочет выйти — к дороге, к теплу, к жилью, к финишу, не важно. Он сам строит себе эту самую дорогу, поскольку научился это делать.

Аналогично профориентация нашего времени должна учить человека выстраивать эти профессиональные, карьерные и даже жизненные траектории, задавая себе цели, понимая свои сильные и слабые стороны, постоянно обучаясь и переобучаясь. Обладая таким набором навыков, человек уже не сможет «потеряться» в мире будущего.

Атлас новых профессий — это один из инструментов-помощников для карьерного ориентирования человека. А значит, все наработанные за первые годы существования проекта практики применения, примеры которых приведены ниже, стоит рассматривать именно в таком фокусе.

Мы призываем вас разрабатывать и предлагать свои собственные практики — переосмысляя и дорабатывая существующие или создавая абсолютно новые. Мы будем благодарны, если вы сможете поделиться ими, рассказав о них в письмах на адрес: [email protected]

ЛЕВ ЛЯШКО, председатель Общероссийской детской общественной организации Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего»

Общероссийская общественная организация Малая академия наук «Интеллект будущего» (МАН) постоянно работает над популяризацией Атласа новых профессий и расширением практик применения Атласа в регионах.

МАН «Интеллект будущего» подключилась к тематике Атласа новых профессий еще на этапе его зарождения, в 2010 году, когда педагоги-инноваторы и специалисты в сфере российского образования собрались на форуме «Образование: взгляд в будущее» (EduCamp-2010). Для того чтобы заглянуть в будущее на 15–20 лет и договориться о совместных действиях, позволяющих добиться желаемых результатов, была применена методика Rapid Foresight (авторы Дмитрий Песков, Павел Лукша и другие). По итогам форума родился проект «Форсайт образования 2030». Одним из направлений форсайта образования стала подготовка кадров для экономики будущего, в октябре 2011 года в рамках форума EduCamp-2011 состоялась специальная сессия Агентства стратегических инициатив, где обсуждались вопросы, касающиеся

«Национальной системы компетенций и квалификаций», а в 2012 году это направление было выделено в отдельный проект АСИ и МШУ «Сколково» — «Форсайт компетенций 2030», по материалам этого масштабного исследования и был создан «Атлас новых профессий».

Атлас новых профессий был презентован на форуме «Образование: взгляд в будущее». В октябре 2013 года большой интерес вызвал пленарный доклад «О проектах „Форсайт компетенций“ и „Атлас новых профессий“», который сделал Павел Лукша, кандидат экономических наук, профессор практики МШУ «Сколково».

В октябре 2015 года с пленарными докладами выступили Павел Лукша по теме «Глобальный форсайт образования: первые результаты» и Дмитрий Судаков по теме «Атлас новых профессий». На форумах 2016 и 2017 годов обсуждение этой тематики было продолжено.

С декабря 2015 по май 2016 года Малой академией наук «Интеллект будущего» и некоммерческим партнерством «Обнинский полис» совместно с Агентством стратегических инициатив был реализован проект по вовлечению педагогов основного и дополнительного образования в применение Атласа новых профессий в своей педагогической практике. По итогам реализации проекта число школьников общеобразовательных учреждений, педагогов и родителей, ознакомленных с Атласом новых профессий, увеличилось многократно. Например, только через социальные сети и сообщества об Атласе новых профессий узнали свыше 5,7 миллионов человек. В практической деятельности по применению Атласа новых профессий приняли участие свыше 15 000 человек, в том числе 14 545 учащихся, 1079 педагогов, 462 образовательных организаций (школ, учреждений дополнительного образования) из большинства регионов

ridero.ru

Образование — наше будущее (или 10 самых востребованных учебных профессий через десять лет)

Сейчас буквально повсюду уделяется повышенное внимание качеству образования. Взрывной рост площадок с онлайн-курсами и постоянная переработка школьных программ, новые форматы обучения и использование передовых технологий – все это сегодня распространяется с максимальной скоростью. Так все больше людей в мире осознают, что эффективность, мощь и престижность государства будущего будет определяться прежде всего умственным потенциалом, а не количеством выплавленного чугуна или произведенного текстиля. Давайте же попробуем поразмышлять о тех образовательных профессиях будущего, которые помогут вывести человечество на новый виток эволюции: от человека разумного к человеку сверх-образованному.



Кто: Модератор образования


Это специалист по организации группового обсуждения проблемы или проведения коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности

Какие проблемы решает:

Все дело в том, что разные люди по-разному воспринимают информацию. Кому-то удобнее визуальный канал, другим — слуховой, третьи должны обязательно потрогать руками изучаемый предмет, попробовать повзаимодействовать с ним напрямую. Но общее свойство для всех людей одно – зачастую просто теоретических знаний об изучаемом предмете не достаточно для настоящего глубокого познания материала. Так или иначе, но после любых стандартных онлайн-лекций, которые половина учащихся просмотрит на быстрой перемотке, бывает нужна возможность опробовать услышанную информацию на практике и совершить под надзором учителя несколько ошибок. И именно в процессе совместного общегруппового анализа собственных действий и исправления собственных ошибок и будет происходить быстрое закрепление любого учебного материала.

Пожалуй, на сегодняшний день данную функцию при школах выполняют УПК – учебно-производственные комплексы, где ученикам предлагается на практике освоить несколько несложных профессий. На самом деле, возможность один раз ударить себе молотком по пальцу (или увидеть, как это сделал сосед) – дает любому школьнику гораздо больше информации об устройстве мира, чем десяток настенных, уже выцветших плакатов о безопасности труда.

Какими навыками мышления должен обладать модератор:

Отличной коммуникацией с любым коллективом, глубоким знанием законов распределения социальных ролей в детском и подростковом обществе, терпеливость при разъяснении одних и тех же ошибок. Разумеется, не будут лишними и собственные практические навыки в модерируемой сфере знаний.

С чего начать сегодня постигать данную профессию:

Можно попробовать любой организовать кружок, например туризма, авиамоделирования, лепки, выжигания по дереву или ухода за лошадьми. И затем нужно внимательно смотреть, как преображается коллектив учеников, находясь не в душных классах за партами – а в естественной среде обитания, как без лишнего формализма они питаются впитать новые практические навыки и трудовые приемы, сами обсуждают ошибки и коллективно ищут пути преодоления.

Наглядно иллюстрирует суть профессии: телепроект «ДОМ 2», где под надзором ведущих и телекамер команда пытается совместно анализировать ошибки в деле выстраивания межличностных отношений. Персонажи шоу каждый день должны анализировать происходящее, дать всем высказаться и затем указать на основные ошибки участников «телестройки».

Дополнительная ремарка:

Крайне вероятно, что в скором будущем для любых занятий будут моделироваться отдельные виртуальные реальности со своими законами и правилами поведения, чтобы максимально ярко освещать ученикам аспекты преподаваемого предмета. А значит необходимо уже сегодня приобретать азы компьютерной грамотности, чтобы завтра уже суметь управлять этими виртуальными вселенными и размещенными там сообществами, в которые будут погружены ученики будущего.

Кто: Разработчик образовательных траекторий


Это профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека.

Какие проблемы решает:

«Человек не знает того, чего он не знает» – этот интересный педагогический парадокс не позволяет любому самообразованию быть достаточно эффективным при самостоятельном построении своего учебного плана. Зачастую, двигаясь вслепую по пути саморазвития, человек не замечает целые области, пласты, смежные дисциплины, которые лишают его будущие знания глубины и прочности. Единая учебная программа для разных людей с разными начальными знаниями и скоростью впитывания новой информации уже давно доказала свою крайнюю неэффективность, а значит, чтобы поддерживать интерес к учебе и мгновенно заполнять все потенциальные пробелы в смежных науках — разработка индивидуальной образовательной траектории уже давно стала осознанной необходимостью.

Еще в далеких 90-х годах в наших школах появились штатные психологи, которые помогали ученикам определиться со спектром оптимальных профессий. Проводились некие тесты и собеседования, по итогам которых выносился вердикт и выпускника пытались ориентировать на будущую область деятельности: «Человек – Техника», «Человек – Человек» и так далее. Эффективность таких тестирований была практически нулевой, но само осознание необходимости помощи каждому учащемуся с его профессиональной и творческой ориентацией, указание на области знаний с наилучшим и наихудшим погружением — достойно похвалы. Будем надеяться, что современные технологии, пришедшие на смену анкетным листочкам — выполнят поставленную задачу гораздо лучше.

Какими навыками мышления должен обладать специалист в данной профессии:

Он должен обладать отличными знаниями психологии, анатомии, медицины. Различная культурная и социальная среда, также как и генетические особенности (а возможно и перенесенные болезни), тоже должна накладывать свой отпечаток на итоговый образовательный маршрут каждого ученика.

С чего начать простому сельскому учителю постигать азы новой профессии:

Можно попробовать начать с попыток заменить типовой школьный учебник на индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его восприятия, инвалидности, любимых книг детства и т.д.

Шляпа, распределяющая детей по курсам в первой части Гарри Поттера — наиболее наглядно иллюстрирует сущность будущей профессии.

Дополнительная ремарка:

C учетом все большего проникновения технологий в нашу жизнь не исключено, что образовательные маршруты будущего будут выглядеть как игровые квесты внутри компьютерной игры. Там за прохождение каждого задания по своей ветке развития персонажа будут начисляться очки и опыт, покупаться дополнительные навыки и характеристики, а итоговый профиль игрока заменит и диплом, и портфолио с набором оценок за все миссии. Так что не отучайте детей от игровых приставок, очень может быть, что будущее образования именно там.

Кто: Тьютор


Это педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития.

Тьютор решает те же самые проблемы учета индивидуальных особенностей каждого человека и его готовности для получения той или иной информации, но если Разработчик образовательных траекторий в целом создает некий учебный план на год или даже несколько, то задача Тьютора — вести своих подопечных по данному маршруту непосредственно в процессе обучения. Это именно тот сопроводитель в пути к конечной цели, который неназойливо помогает советами, поддерживает в трудную минуту и указывает дальнейший путь по маршруту.

Сейчас данную функцию по мере своих сил делят как родители обычного школьника, так и классный руководитель. С большей или меньшей эффективностью, но именно пока эти люди стараются помочь ученику преодолеть все тяготы стандартного образования, повысить его мотивацию и вовремя предостеречь от критичных ошибок.

Какими навыками мышления должен обладать тьютор:

Прежде всего такой добрый «советник» должен войти в доверие к каждому обучающемуся, так как иначе все дальнейшее взаимодействие просто не получится. Авторитет, уважение, навык работы в команде и готовность в любой момент придти на помощь — важнейшие навыки для профессионального тьютора.

С чего начать простому сельскому учителю осваивать профессию:

Здесь отлично подойдет репетиторство, когда для максимального усвоения материала к каждому конкретному ученику можно подобрать наиболее подходящего специалиста со своей методикой объяснения сложного материала.

Наиболее ярко иллюстрируют суть профессии отношения Учителя и Падавана в саге «Звёздные войны».

Дополнительная ремарка:

Здесь важно отметить, что велика вероятность того, что эта профессия сразу будет отдана на откуп виртуальным образовательным системам будущего. Виртуальный советчик в игре, умудренный опытом ментор со всплывающими подсказками или голос за кадром, постоянно дающий советы в процессе выполнения квеста, возможно, намного лучше будут справляться с задачами тьютора, чем живые специалисты.

Кто: Координатор образовательной платформы


Это специалист внутри образовательного учреждения или независимого образовательного проекта, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам / дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы.

Какие проблемы решает:

Образование. Как и всякий трудоемкий и длительный процесс, требует управления, выражаясь современным языком — эффективного менеджмента. Отказ от единообразного подхода и переход на индивидуальные методики содержит в себе риск довольно быстро превратить такой процесс в хаос без четкого контроля и модерации. И именно данную проблему и должен решать координатор.

Пока в реальном образовательном процессе эти управленческие функции выполняют завуч, деканат ВУЗа, завкафедрой и даже директора простых школ. Именно на эти плечи на сегодня возложены задачи всеобщей организации и достижения заданных показателей в учебном процессе, а также подготовка учебных программ к каждому новому семестру и анализ проблемных мест в образовательном процессе.

Какими навыками мышления должен обладать координатор:

В первую очередь это отличные управленческие навыки и лидерские качества, а также собственные глубокие и практические знания в той области, в которой и происходит собственно контроль учебного процесса. Также обязательна высокая компьютерная грамотность, крайне необходимая для того, чтобы адекватно выдвигать требования и ограничения к разработке онлайн-платформ с учетом всех технических особенностей разработки

С чего можно начать простому сельскому учителю:

С повышения по работе до заведующего учебной частью.

Максимально наглядно иллюстрирует особенности данной профессии фильм «Большая перемена».

Дополнительная ремарка:

Возможно, данная профессия в будущем будет объединена с рассмотренным выше Разработчиком образовательных траекторий ввиду схожести задач и итоговых целей, а также единой области работы в рамках неких интерактивных платформ онлайн-образования. Однако стоит отметить, что управленческие компетенции для Координатора являются определяющим фактором профессионализма, когда Разработчику лидерские качества не обязательны.

Кто: Ментор стартапов


Это профессионал с опытом реализации нескольких собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности.

Данный специалист помогает начинающим командам открыть свой бизнес, участвует в запуске проекта с самого начала. Казалось бы, уже сегодня существует более чем достаточно стартап-акселераторов, привлекающих отличные инвестиции, но на самом деле они пока закрывают не более 1% от существующей потребности в помощи и сопровождении. Пока основная цель существующих акселераторов — придти на все готовое и получить максимально быстрое обогащение с минимальными рисками. первичным же обучением стартаперов и максимально эффективной отладкой рабочего процесса мало кто занимается всерьез. Сейчас всем нужен уже готовый продукт, действующий прототип. первые массовые продажи, но почти никто не готов обучить предпринимателей-новичков именно с этапа появления первоначальной абстрактной идеи, затем постепенной доводки ее до совершенства, до итогового создания эффективной бизнес-модели. Азы эволюции прототипа в готовый продукт, как считается сейчас, каждый человек обязан чудесным образом получить самостоятельно, видимо впитав их с молоком матери. И только через поколение, когда сегодняшние молодые стартаперы, которые пока разрозненно и в одиночку набивают шишки, практически вслепую ища наиболее выгодные пути развития стартапа, сами отойдут от дел и сакоммулируют весь свой практический опыт в готовые учебные программы – можно будет надеяться на появление такой профессии.

Чем должен обладать ментор, кроме собственного опыта нескольких успешных стартапов:

В первую очередь практическими знаниями о том, как именно и с чего нужно начинать, и какие подводные камни обходить на пути развития своего дела. Это должен быть эксперт на пересечении сразу нескольких областей с самым обширным полем компетенций: экономические и юридические знания, психология и менеджмент, навыки продажника и продуктового дизайнера, специалиста по подбору кадров и очень много чего еще.

С чего начать простому сельскому учителю:

Здесь все просто – нужно создать свой стартап и годами бессмысленно биться лбом в стену в поисках денег, методик и нужных связей для запуска хотя бы работающего прототипа.

Максимально наглядно профессию ментора раскрывает Эрлих Бахман в сериале «Кремниевая долина»:

Дополнительная ремарка:

Возможно, бурное развитие краудфандинговых платформ типа Кикстартер, когда и подбор бюджета, и самой команды, и готовых инвесторов приведет к тому, что можно будет совершить запуск стартапа онлайн за пару дней, и продуманные алгоритмы сами рассчитают первичный бюджет и план работ.

Кто: Игромастер


Это специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр .), сопровождению игр с использованием симуляторов. Возможно даже создание целых игровых виртуальных вселенных.

Какие проблемы решает:

<ahref=«ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5»>обучение через игру — давно испытанная и признанная максимально эффективной методика обучения. Именно здесь любое знание или навык не навязывается насильно сверху, а достигается самим учеником с азартом и вовлеченностью, без скуки и усталости. Дух соперничества и удовольствие от самой игры способны гораздо лучше передать ученику материал любой сложности.

Уже сегодня игровая индустрия способна создавать симуляторы танкиста и летчика, машиниста тепловоза и звезды футбола. Пока, разумеется, все навыки там представлены довольно схематично и не достаточно достоверно, но технологии не стоят на месте и появление трехмерных очков способно будет перевести эффект погружения обучающегося в среду на абсолютно новый уровень.

Какими навыками мышления должен обладать Игромастер:

Отличным знанием технической платформы, на которой будет вестись разработка обучающей игры, кроме того понадобится глубокое знание человеческой психологии и теории игр, умение поддерживать в пользователе азарт и воодушевление от происходящего.

С чего начать простому сельскому учителю:

С организации сообщества ролевиков и проведения между ними регулярных турниров по заранее установленным правилам.

Наиболее наглядно суть данной профессии иллюстрирует ежегодный фестиваль «Комик Кон»:

Дополнительная ремарка:

В интернете ходят интересные слухи. что руководства многих государств уже всерьез рассматривают идею призыва на военную службу самых успешных игроков в танковые и авиа-симуляторы для дальнейшего онлайн-управления беспилотной смертоносной техникой будущего.

Кто: Игропедагог


Это специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, сам выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя.

Какие проблемы решает:

Это еще одна попытка изменить подход к образованию, заменив классического строгого педагога на живого взаимодействующего персонажа в реальном мире. Сегодня наиболее наглядно иллюстрируют данный род деятельности различные аниматоры на детских пляжах или местах отдыха:

Какими навыками мышления должен обладать игропедагог:

Умением ладить с коллективом, лидерскими качествами. знаниями социологии и позитивным общением, так как любая игра ни в коем случае не может напрягать ученика.

С чего начать простому сельскому учителю?

С проведения веселого детского утренника по мотивам известной сказки или художественного фильма.

Кто: Тренер по майнд-фитнесу


Это специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

Какие проблемы решает:

Как известно, итоговое качество обучения зависит не только от объема и ассортимента переданных знаний, но и от способностей каждого конечного ученика к их качественному и эффективному усвоению. Количество информации в мире растет в геометрической прогрессии, и значит от скорости впитывания и обработки данных, способности к их интерпретации и критическому сопоставлению во многом будет зависеть итоговый результат учебы. Никто из ученых до сих пор не знает реальных границ человеческих возможностей, ведь кажется, что при усердном тренинге и упорстве ограничения нашего потенциала можно отодвигать до бесконечности.

Уже сегодня повсюду можно найти курсы по развитию скорочтения и тренировки памяти, а в будущем же такие тренинги из хаотичных полукустарных программ выйдут на обязательный уровень и будут преподаваться начиная еще с детских садов.

Какими навыками должен обладать такой тренер:

Здесь важно в первую очередь не навредить, не искалечить человеку сознание неумелыми попытками ускорения мышления и увеличения памяти. Поэтому на первый план здесь выйдут глубочайшие знания в медицине и анатомии, позволяющие найти такие методики, которые гарантированно не навредят человеку, и при этом принесут максимум пользы.

С чего начать простому сельскому учителю:

Начинать нужно с самостоятельных попыток освоить навыки быстрого чтения по диагонали с помощью разнообразных доступных сегодня брошюр и тренингов. Самостоятельно найти наиболее эффективные приемы, на себе почувствовать разницу в подходах, оценить итоговый эффект и возможный дискомфорт от обучения — все это в дальнейшем будет бесценным опытом в данной профессии.

Дополнительная ремарка:

При появлении искусственного интеллекта вопрос об обязательном развитии до максимума собственных возможностей может стать ключевым для выживания человечества как вида.

Кто: Разработчик инструментов обучения новых состояний сознания


Он создает программы и оборудование (например, устройства биологической обратной связи) для обучения пользователей новым более продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.).

Самая интересная и перспективная профессия, которая позволит человечеству выйти на новый уровень мульти-сознания (той самой ментальной связи с другими людьми или даже объектами) и совершенно иного восприятия реальности.Так люди впервые научатся управлять собственными эмоциями и желаниями, а также обрести полное взаимопонимание как с близкими людьми, так (возможно) и с разумными животными. Сегодняшние технологии еще не готовы к такому вызову, но потребность в данной профессии уже достаточно велика, а сферы потенциального использования – можно предположить буквально повсюду.

Пока гипнотизеры и экстрасенсы являются некоторыми аналогами данной профессии.

Какими навыками мышления должен обладать такой специалист:

Здесь точно также во главу угла ставится гарантия отсутствия вреда для человека, то есть полное исключение малейшей зависимости и управляемости подопытного с корыстными целями.

С чего начать простому сельскому учителю:

С освоения навыков гипноза и самогипноза, а также подробного изучения эффекта Плацебо и способов его использования на практике.

Наиболее качественно иллюстрирует будущее такой профессии такое высокотехнологичное устройство будущего, как миелофон Алисы Селезневой:

Возможные проблемы, которые может создать появление данной профессии – очевидны. И самая главная опасность данной профессии – потенциальная возможность использовать имеющиеся у эксперта навыки для достижения экспертом собственных целей, вовлечения в нежелательные процессы людей с измененным сознанием, попытки манипулирования и подчинения своей воле свободных граждан.

Кто: Организатор проектного обучения


Cпециалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью.

Данная профессия будет призвана разрешить наконец проблему все увеличивающейся пропасти между существующим консервативным образованием — и реальными потребностями экономики. В тот момент, когда бизнесу в стране нужны сотни программистов на Swift (язык программирования приложений ios) — в ВУЗах все еще преподается Delphi и Basic; а там, где нужны идеальные знания по этапам привлечения инвестиций для стартапов — все еще рассказывают об Адаме Смите. Конечно неплохо иметь большой пакет изначальных базовых знаний, когда для этого есть и время, и место, но зачастую качественные практические навыки самоучек сегодня на рынке ценятся больше, чем дипломированно-сертифицированные специалисты, выпускаемые сегодняшними образовательными учреждениями. А причина в том, что основные требования сегодняшнего бешеного ритма жизни состоят в максимально быстром реагировании на возникшие потребности и навыкам обучения на ходу, в ходе практического освоения нового проекта или зарождения новой отрасли.

На сегодня в разных структурах аналоги данной профессии могут выглядеть и как всевозможные курсы повышения квалификации, или как вакансии стажеров в крупные проекты, или даже просто наставничество опытного эксперта над новичками внутри крупной компании. В любом случае основными отличительными признаками такой деятельности являются максимальная практическая направленность и большая скорость подготовки нужного специалиста начального уровня, пусть и со значительными пробелами и суженным мировосприятием, но главное — уже готового к выполнению нескольких важных трудовых задач.

Какими навыками мышления должен обладать организатор проектного обучения:

Гибкость мышления, чувство ритма жизни, молниеносная реакция, понимание текущих экономических процессов, аналитическое мышление и умение делать прогнозы на самое ближайшее время.

С чего начать путь в профессию простому сельскому учителю:

Начинать нужно как раз с изучения данной статьи и дальнейшего самоопределения себя — то есть своей настоящей и будущей ценности на рынке труда в образовательной сфере. Здесь не обойтись без профессиональной интуиции, которая подскажет род деятельности, которая будет иметь максимальную востребованность через 5-10 лет в школах и ВУЗах страны.

Нагляднее всего суть данной профессии иллюстрирует художественный фильм «Гений»:

Дополнительная ремарка:

Здесь важно учитывать такую особенность, что потребности могут как мгновенно возникать, так и исчезать, и что возможно появление таких ситуаций, когда отличный практик по истечении всего 2-3 лет с момента завершения проекта станет абсолютно никому не нужным на изменившемся рынке труда без переподготовки с нуля. Так с появлением автомобилей в 20 веке исчезла массовая потребность в лошадях и гужевом транспорте, а открытие портала Госуслуг (будем на это надеяться) в самом скором времени десятикратно сократит бюрократический аппарат всех госучреждений страны.

Выводы


В заключение хочется напомнить о значении самого слова “образование” — это когда из бесформенного материала постепенно создается образ интеллектуального, развитого физически и морально, успешного и позитивного человека. И создание такого образа — процесс всегда долгий и мучительный, так как с годами человек все сложнее поддается обработке и прокачке новых навыков, кроме того зачастую просто не имея достаточной мотивации для достижения цели обучения. Именно поэтому на смену сегодняшних сумбурных попыток с помощью всего нескольких онлайн книг, неупорядоченных текстов, или просто учебных видеороликов (которые можно просматривать не вставая с дивана) — должна придти инновационная высокотехнологичная методология образования. Это должна быть цельная система с индивидуальным подходом и интерактивным обучением, большим количеством практики и анализа причин совершенных ошибок для корректировки учебного плана, которая и потребует ввода в образовательный процесс всех вышеперечисленных профессий.

Прочитать подробнее про профессии будущеге можно на сайте атласа новых профессий

habr.com

Место образования в «Атласе будущих профессий»

Что будет происходить в сфере образования
Для начала стоит уточнить: эксперты не предрекают революции в образовательной и смежных с ней сферах. Фундаментальные истины останутся неизменными, изменятся подход к их познанию и способы изучения. И все это благодаря тому, что развитие технологий меняет наши представления о способах получения знаний и заставляет серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу.
Тенденции образования будущего:
1. В процессе обучения начинают использоваться инструменты с применением информационных технологий: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры.
Это позволит ученикам не просто усвоить необходимые знания, но и развить умение работать с информацией. Ученики начнут буквально проживать новые знания и умения (как, например, ученик автошколы в течение пары занятий отрабатывает навыки вождения на симуляторе без риска разбить машину). Люди научатся входить в «состояние потока» — быть полностью включенными в созидательный процесс без тревоги насчет возможного успеха или провала.
Что можно сделать сейчас? Любое образовательное учреждение может добавить в обучение ИТ-технологии — записать несколько домашних заданий на видео и устроить видеочат с разбором работ, настроить обмен информацией через облачные сервисы, вывести часть рутинной работы на площадки с совместным доступом всех учащихся.
2. Новые технологии позволяют сделать образование более индивидуальным. На смену общему расписанию и групповой форме работы придут адаптируемость к запросам конкретного ученика и его личным особенностям. Каждый ученик сможет выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме или, наоборот, пройти необычную междисциплинарную программу.
Расстояние тоже перестает быть ограничивающим фактором: курсы многих престижных вузов, в том числе российских, уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. И получить в конце курса такой же диплом, как и у тех, кто все положенное время сидел в аудиториях. Так действуют программы на платформе Coursera и других образовательных платформах (например, перечень программ и курсов ГУ ВШЭ на платформе Corsera: www.coursera.org/hse). В будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать студентам осваивать программу. Это научит тех, кто получает знания, грамотно распоряжаться собственным временем и распределять ресурсы: сколько часов в день посвятить учебе, а сколько — другим делам; за какой срок хотелось бы окончить тот или иной курс и соответственно насколько интенсивной будет учеба. А это в свою очередь приучит человека уважать свое время и время других.
Если у вас есть техническая возможность, то можно попробовать пойти путем ведущих российских вузов — составить программу дистанционного образования, записать часть занятий, предусмотреть время для удаленной работы педагога с дистанционными учащимися и проверки их работ. Учтите: выводить на внешний контур имеет смысл уникальные, специфические программы — они станут вашей «визитной карточкой» и привлекут внимание конкретной аудитории.
3. Все чаще будут использоваться игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более эффективно осваивать изучаемый предмет.
Образовательный потенциал игр исследовался в развитых странах с начала нулевых. В 2001 году MIT и Microsoft запустили совместный проект Games-to-Teach. В 2013 году на образовательном портале Coursera появился курс «Компьютерные игры и обучение», а Нью-Йоркский университет даже предлагает магистерскую программу для игромастеров. В России направление обучающих игр поддерживается Всероссийской ассоциацией по играм в образовании.
Во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара проводились образовательные программы по настольным и стратегическим играм. Дети учились не только играть, но и общаться друг с другом, понимать механизмы создания социальных связей, планировать свои действия на много ходов вперед и предугадывать действия других игроков. А еще — проигрывать с честью и поддерживать товарищей.
Проводить контрольные работы в форме квестов, возможно, слишком радикальный вариант. Но заменить коллоквиум ролевой игрой вполне возможно — такой практикум надолго запомнится всем его участникам (7 настольных игр вместо скучных уроков: mel.fm/games/6108432-tabletop3).
В московских культурных центрах давно поняли, что такие игры, как «Эрудит», помогут повысить уровень грамотности, «Имаджинариум» развивает образное мышление, в «Уно» и «Доббле» выигрывают те, кто умеет быстро считать, а Activity позволяет выудить из памяти или узнать массу новых слов, иногда на иностранном языке. В некоторых культурных центрах проводятся занятия по игре в настольные игры для детей и взрослых, в некоторых просто установлены шкафы с играми, и сами игроки встречаются для проведения своих турниров в удобное время. Так, на базе учреждения создается сообщество будущих коллег, сотрудников школы, а также активных членов родительского комитета, попечителей и меценатов.
4. Образование становится все более предметным и практико-ориентированным. А это значит, что акцент смещается с теории на реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Кроме этого, в вузах и ссузах развиваются формы, в которых студент может одновременно учиться и работать.
Школы и учреждения дополнительного образования могут влиться в этот процесс, создавая практико-ориентированные, интегративные программы. Одно дело — научить старшеклассника работать с программой 3D Max, другое — показать, как в ней чертить, строить архитектурные модели, использовать ее в дизайне и проектировании.
Тем не менее стоить напомнить, что и ИТ-технологии, и новые формы занятий, будь то квесты, ролевые или настольные игры, не панацея, а средства обучения. Если программа морально устарела, то никакие технологии ее не спасут.

Образование
для новых профессионалов
Каждое образовательное учреждение заинтересовано в том, чтобы его программы были востребованными. Для этого они должны проводиться на должном качественном уровне, быть полезными и современными. Администрация учреждения может влиять и на квалификацию педагога (по крайней мере на ее регулярное повышение), и на соответствие программ ситуации на рынке труда.
Авторы исследования показали, какие новые профессии появятся в ближайшее время. Задача образовательных учреждений — должным образом подготовить учащихся к новшествам, снабдить их всеми необходимыми компетенциями. (См. таблицы.)
Исчезающие профессии
Кроме профессий будущего, авторы исследования представили список из 57 «профессий-пенсионеров» с разделением на интеллектуальные и рабочие. Эти профессии в скором времени должны утрать свою значимость и исчезнуть. Для того чтобы администрация образовательных учреждений и педагоги понимали, в каком направлении не стоит двигаться, остановимся подробнее на «профессиях прошлого» и, главное, причинах, которые сделают их невостребованными.
«Профессии-пенсионеры» можно подразделить следующим образом:
1) связанные с механическими действиями: менеджер по кредитам, статистик, бухгалтер, банковский операционист, копирайтер, журналист, бильд-редактор, спортивный аналитик, архивариус и библиотекарь. Люди, работающие на этих должностях, занимаются работой, которую можно автоматизировать, и это уже достаточно успешно делается. Например, информационное агентство Bloomberg заменило корреспондента, пишущего новости, программой, которая отслеживает информационные поводы и генерирует на их основе короткие тексты гораздо быстрее, чем живой человек. Правда, что программе-секретарю, что роботу-новостнику пока требуется человек для проверки их работы;
2) связанные с большим объемом методичного ручного труда: например, монтировщик декораций в кино. Уже сейчас часть художественных фильмов снимается на фоне зеленого экрана, а графика добавляется на этапе монтажа картина. Развитие технологий приведет к их удешевлению. Нарисовать нужные декорации станет все проще и дешевле, и поэтому необходимость монтировать их вручную пропадет;
3) профессии, требующие высокой квалификации в быстро автоматизируемой сфере: секретарь, переводчик, высококвалифицированный сельскохозяйственный рабочий, оператор государственных услуг. Как сейчас человеку не нужно разбираться в устройстве смартфона, для того чтобы пользоваться им, и не обязательно быть механиком, чтобы ездить на машине, в ближайшем будущем производство во многих отраслях будет еще больше автоматизировано. Конечно, на все руки мастер будет по-прежнему востребован в фермерском хозяйстве. Но умение сеять, пахать и разбираться во всех сельхозкультурах перестанет быть необходимым условием существованием бизнеса. Часть функций возьмут на себя оборудование и технологии;
4) профессии, которые сделает ненужными развитие смежных дисциплин: билетер, вахтер, почтальон, курьер и пр. Функция контроля посещения неплохо реализована в виде карт и браслетов, которыми школьники и сотрудники офисов отмечаются при входе и выходе из здания. На вокзалах стали появляться терминалы для автоматической печати билетов по онлайн-регистрации, а турникеты считывают код с маленького билета. Такую же технологию, но в более изящном исполнении, предстоит внедрить в образовательные организации и учреждения культуры. Почта и функция доставки корреспонденции постепенно будут вытеснены специализированными курьерскими службами, где один сотрудник может совмещать много функций — от составления и контроля документации до доставки и погрузки грузов.
Не исчезнут, а скорее переродятся:
— экскурсоводы — в организаторов образовательных программ, проектных менеджеров, массовиков-затейников или игропедагогов;
— лекторы и тренеры — из «технических» специалистов, начитывающих теорию и помогающих спортсменам отрабатывать определенные действия, — в коучи, специалистов, помогающих, вдохновляющих и поддерживающих, выбирающих правильную стратегию развития талантов подопечного. Отшлифовать технику прыжка и подачи или собрать нужный объем теоретического материала помогут роботы и тренажеры.
Новые возможности для образовательных организаций
Как в правильно сформулированном вопросе содержится половина ответа, так и в «Атласе профессий будущего» заложена подсказка для всех образовательных организаций о том, как подготовиться к описанным трендам, что изменить в своей работе и подходе к ней прямо сейчас. Новшества, описанные в «Атласе…», уже происходят в сфере дополнительного образования. Дворец творчества как организация, восполняющая образовательные дефициты и помогающая школьникам формировать полезные навыки для жизни, учебы и труда, фиксирует эти изменения. У нас на глазах меняется понимание функций педагога в образовательном процессе. Если раньше педагог был человеком, владеющим знанием и передающим его, то «Атлас…» представляет педагога как того, кто демонстрирует новое полезное знание, а время и способы обучения зависят от учащегося. Педагог и ученик проходят этот путь вместе, рука об руку. Такой педагог может учиться многим вещам одновременно с обучающимся, а иногда и у него и оставаться при этом специалистом и авторитетом для школьника.
Складывается парадоксальная ситуация: новой профессии еще не существует, не сформулированы требования к квалификации «новых педагогов», но роль педагогов дополнительного образования в образовательном процессе становится иной, и от них по факту требуются новые компетенции. Возможно, именно поэтому в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих появилась новая должность — тьютор, а в ссузах и вузах стали обучать новой профессии.
Можно предположить, что в сфере образования авторы «Атласа профессий будущего» систематизировали требования современного общества, не поленившись придумать новые названия известных профессий, отразив в них изменившиеся роли тех или иных специалистов.

Выводы
Из исследования не следует, что после 2020 года в стране не останется ни одного библиотекаря, переводчика, тренера или вахтера. Эксперты лишь подводят нас к осознанию того, что чем больше будут развиваться техника и технология, тем ниже будет становиться спрос на представителей «профессий-пенсионеров». Они останутся, но как диковинка, туристический аттракцион, роскошь, штучный товар. Или, напротив, показатель низкого развития региона. Схожие споры давно ведутся по поводу судьбы печатной книги. А пока они продолжаются, бумажная книга постепенно становится элитарным изделием, дорогим подарком: проще и дешевле иметь тысячу книг в электронном формате, чем на книжной полке, а богатая домашняя библиотека стала символом большой семейной истории, академического прошлого, определенного достатка.
В исследовании сказано, что через двадцать лет искусственный интеллект сможет на 95 процентов решать задачи, связанные со СМИ. Основным уделом журналистов в этой ситуации станет авторская журналистика, построенная на оригинальных взглядах и подходе автора, близкая к художественной литературе или кино. То же самое можно применить и к остальным профессиям: рутинный труд будет все больше автоматизирован, а человеку нужно будет создавать смыслы и идеи, все больше времени проводить, работая с людьми, и не контролировать, а лишь направлять технику. Именно в этом направлении и следует планировать будущее образовательного процесса.

Арина ЦВЕТОВА,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара;
Ольга ПУГАЧ,
методист Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

www.ug.ru

Гид по SOFTSKILLS «Атласу профессий» – Молодёжные единые ведомости – МЕДВЕД

«Сейчас пришло время, когда настоящее
на наших глазах превращается в будущее»
 Айзек Азимов.

Что если мы живем в реальности, где компетенции, которые упорно осваивают студенты, к концу обучения будут считаться уже устаревшими? Нужно ли что-то предпринимать, чтобы не упустить свои лидерские позиции, особенно среди молодежи, в которой изменения происходят чаще, чем мы успеваем сделать себе кофе. С чем нам придется столкнуться в неминуемом будущем и как переориентироваться с учетом бэкграунда?

Все мы в детстве любили мечтать, кто-то мечтал стать космонавтом и исследовать планеты, а кто-то видел свое призвание в помощи людям и мечтал стать доктором.  Две такие разные и детские мечты объединяет один большой компонент – умение прогнозировать свое будущее. Здесь будет наша первая остановка под названием «вперед к будущему».

Существует множество определений, но мы возьмем одно, которое, на мой взгляд, больше всего отражает суть этого метода. «Предвиденье» – сценарное прогнозирование своего развития (в профессиональной и индивидуальной сфере) в 10-20-летней перспективе. Умение предвиденья выходит на первый план у молодых лидеров. Предвидеть значит активно заниматься своим будущим.

(http://www.tinlib.ru/religiovedenie/bibleiskoe_ponimanie_liderstva/p1.php).

Предвидение — это «фора», которую имеет лидер. Если лидеры потеряли эту фору, то события начинают управлять их рукой. Предвидение  требует определенных специфических способностей и возможностей на интеллектуальном, рациональном уровнях, и это необходимо сознательно применять и развивать. Сегодня мы должны сесть и задать себе вопрос: хватит ли мне того уровня знаний, навыков и умений, чтобы я даже через 10 лет занимал лидерские позиции? Если вы ответили утвердительно, то в дальнейшем нет смысла читать мою статью. А если отрицательно, то давайте будем разбираться. Для себя мы уже отметили, чтобы быть конкурентным в быстро меняющемся мире, нужно уже заглянуть в будущие и понять, какие навыки и компетенции нам в этом помогут.

«Сейчас происходит простой, но масштабный сдвиг: первичное представление о работе и других сферах жизни человека меняется. Люди ищут людей не только для выполнения механической работы, а для того чтобы они возглавили команду. И были готовы сменить свою деятельность, как только придут перемены. Для того чтобы быть востребованным через 10-15 лет, возможно, уже сейчас стоит подумать о том, где вы сможете максимально проявить свои таланты и способности, искать возможности развития соответствующих навыков будущего, не упускать из вида тенденции, которые предлагает нам общество», – Д. Берсин (основатель компании BersinbyDeloitte, эксперт в области развития персонала).

Скажете, это невозможно, потому что мы не знаем, как это сделать. Но здесь нам повезло: уже написано и опубликовано много статей и интересных исследований.

Большое российское исследование, которого всегда ждут с большим интересом, в котором всегда отражаются основные новые и интересные тенденции — «Атлас новых профессий до 2030 года» (авторы исследования Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив). Атлас – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет вам понять, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть лидером в своей сфере в новом мире? Атлас поможет вам ответить на эти и другие вопросы.

Перед тем как отправиться в мир «softskills», предлагаю вам познакомиться с мнением Андрея Никитина (генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»), которое очень точно отражает суть «Атласа профессий» и важность предвиденья в современном мире.

Андрей Никитин (генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»)

«…К Атласу новых профессий можно относиться по-разному. Кто-то увидит в нем фантазию на тему, каким будет мир будущего с точки зрения профессий. Но давайте вспомним Карела Чапека, который в 1920 году придумал роботов как термин. А сегодня роботы – часть нашего мира. Жюль Верн в своей книге «С Земли на Луну», изданной в 1865 году, написал о лунных модулях, солнечных парусах и высадке человека на Луну. Спустя сто лет «предсказания» писателя-фантаста стали реальностью. Кто-то удивленно спросит: «Вы серьезно так думаете?» и даже возмутится, мол, как можно тратить время на будущее, когда в настоящем так много нерешенных проблем? Да, мы думаем о будущем серьезно. Наша уверенность в полезности Атласа основана на совокупности мнений тысяч авторитетных экспертов-практиков, которые потратили много времени, чтобы сформулировать, как будет меняться наш мир к 2020 и 2030 годам, и представить, какие требования к компетенциям и квалификациям будущих профессионалов будет предъявлять мир уже послезавтра…»

В Атласе для нас интересна вкладка «Будущие рынка труда – надпрофессиональные навыки». Но для начала введем еще одно определение «надпрофессиональные навыки и компетенции» или как их еще называют «softskills». Думаю, что те, кто владеет начальным уровнем  английского языка, уже после прочтения словосочетания поняли, о чем идет речь, «softskills» переводится, как «мягкие навыки».

Эти навыки, нельзя продемонстрировать моментально, например, как красный диплом о высшем образовании, способность за минуту разобрать и собрать автомат Калашникова или рассказать стишок на японском языке.«Softskills» — это навыки, которые выходят за рамки профессиональных компетенций. Иногда о них еще говорят, как о жизненных навыках – таких, которые помогают добиться успеха не только на работе, но и в бытовых ситуациях. Разумеется, вы должны быть профессионалом в своей области, но без должных «мягких» навыков (soft-skills) это, зачастую, не приведет к масштабированию вашего успеха. Результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете и Стенфордском Исследовательском Институте, говорят о том, что вклад «твердых навыков» в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как «мягкие навыки» определяют оставшиеся 85%.

Другое исследование, проведенное Стенфордским исследовательским институтом совместно с фондом Карнеги Мелона среди генеральных директоров компаний из списка «Fortune 500», показало, что долговременный и стабильный успех руководителей компаний в работе на 75% определяется softskills (мягкие навыки) и только на 25% — hardskills (твердые навыки).

Результаты приведенных выше исследований, демонстрирующие сравнительно невысокую значимость «твердых» навыков, могут показаться удивительными. Можно сказать, что «softskills» является способом выражения («средством доставки») для «hardskills».

Уже существует множество интернет платформ, которые помогут нам развить «Softskills». Приведенные ниже сервисы – это подборка сайтов, на которых вы сможете выработать для себя те сферы навыков, о которых мы написали выше, а также дополнительные навыки. Все это вы сможете сделать самостоятельно, выбрав подходящие для себя сервисы.

Лаборатория компетенций SOFT SKILLS  – ресурс  поможет молодым специалистам в развитие социальных навыков и компетенций, востребованных у ведущих компаний..

#ProShift  – нужно отметить, что большинство тренингов предлагаемых сайтом платные, но есть одно преимущество этого портала  много бесплатных статей по этой теме.

TEDed — категория образовательных видео с конференции TED.

Learnist  — текстовые и видеолекции от экспертов в разных областях;

CreativeLive  — бесплатные креативные курсы от мировых экспертов.

Curious  — видеоуроки для улучшения профессиональных навыков.

Highbrow  — ежедневная подборка лучших курсов, которая отправляется вам на почту.

Prismatic  — изучение нового, основываясь на ваших предпочтениях.

Небольшая справка позволяет нам двигаться дальше и посмотреть, что нам предлагает Атлас по этому поводу. Авторы  «Атласа профессий» ориентируясь  на метод экспертной оценки, предлагают познакомиться с 12 основными надпрофессиональными навыками, которые будут актуальны в 2030 году.   Атлас лишь предлагает заглянуть в мир надпрофессиональных компетенций, но нельзя утверждать, что это исчерпывающий список. Сегодня  мы рассмотрим навыки, которые помогут молодым лидерам не сдавать свои позиции.

Умение управлять проектами и процессами: лидерские качества выходят на первый план, способность расставить приоритеты решения задач и подобрать нужную команду, распределить роли, будут нужны  не только менеджерам крупных компаний, но и многим специалистам.

Системное мышление: люди будут все реже заниматься одним и тем же делом всю жизнь, все чаще — переходить из проекта в проект. Чтобы оперативно включаться в работу, нужно будет мыслить системно — быстро разбираться в сложных процессах, механизмах или организациях, а при необходимости — переводить свои соображения на язык, понятный коллегам из других отраслей.

Работа с людьми: умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности и эффективно разрешать конфликты — очень важные навыки, которые пока что доступны только человеку.

Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач: умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем. Важно будет  не только быстро принимать решения, но и уметь управлять своими ресурсными состояниями — как достигать состояния высокой концентрации на задаче, так и входить в состояние расслабления в стрессовых ситуациях. Принципиально важными станут гибкость и готовность к постоянным переменам.

Программирование (Робототехника / ИИ): как минимум, полезно освоить программирование на базовом уровне — стандартного набора компьютерной грамотности скоро будет уже недостаточно.

Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса (креативность мышления): потребность в изящных и нестандартных решениях. Так что все бегом развивать творческое мышление и эстетический вкус.

Мультиязычность и мультикультурность: мы все чаще будем работать в международных командах — как находясь в одном офисе, так и в расcредоточенных по миру группах, коммуницирующих через интернет. Помимо свободного владения английским, нужно будет знать второй язык и понимать национальный и культурный контекст стран-партнеров.

Навыки межотраслевой коммуникации: не забывайте смотреть, что происходит в других сферах и какие проекты реализуются. Самые интересные проекты появляются всегда на стыке отраслей.

Клиентоориентированность: умение работать с запросами потребителя. Прежде чем с головой уходить в новый проект, подумайте, на какую группу он будет ориентирован и какие у этой группы запросы.

Атлас, как провокация, нацеленная на то, чтобы люди задумалась, и начали действовать. Мышление о будущем – это способ подготовить себя и мир к изменениям. Возможность заглянуть в будущее и показать его другим. Но даже из небольшого списка компетенций  просматривается острая необходимость в развитии «Softskills». Компании-гиганты, вроде Dell, Google, Coca-Cola, давно оценили важность «Softskills» в бизнесе и целенаправленно развивают их у своих сотрудников. В России этот тренд также широко распространен. Например, через школу «Softskills» прошли такие крупные игроки отечественного рынка, как Сбербанк, Первый канал, Mail.RuGroup, «Газпромнефть», «Аэрофлот» и другие. «Овладение «мягкими навыками» — это как гигиена. Вы должны это делать утром и вечером, чтобы не превратиться в беззубого специалиста», — объясняет Василий Лебедев, основатель школы креативного мышления ИКРА. Но чтобы качественно интегрировать «Softskills» в российские реалии, очень важно понимать, в каком направлении двигаться, и в этом нам помогут выше перечисленные навыки. Овладение ими позволяет лидеру повысить эффективность работы своей  команды и отрасли, а также даёт важное преимущество – быть востребованным.

Резюмировать все выше сказанное можно в трех тезисах:

— умение прогнозировать занимает первую ступень в основных умениях человека-будущего;
— развитие «Softskills» – это уже не далекое будущее, а настоящее. Лайфхак сегодняшнего дня: не откладывай на завтра «гибкие навыки», развивай их сегодня;
— только мы конструкторы своего будущего, а значит, нам решать каким оно будет.

Умение планирования (предвиденье) станет одним из ведущих качеств молодого лидера, а развитие «мягких навыков» – хорошей опорой для личностного и командного развития. Если вам понравилось, то с сегодняшнего дня начинайте погружаться в новый и пока что неизведанный мир.

Материал подготовлен Александрой Голдыревой, магистрантом 1 курса направления «Социально-гуманитарные технологии лидерства в молодежной среде» философско-социологического факультета ПГНИУ.

 

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!

tymolod59.ru

Примеры использования атласа | Атлас новых профессий

Видеокурс по применению Атласа новых профессий

Видеокурс «Атлас новых профессий как инструмент мышления о будущем» состоит из 7 лекций, раскрывающих как логику, стоящую за Атласом, его содержание, а также описание отдельных практик применения Атласа новых профессий в профориентационной практике.

Лекция 1. История проекта и устройство книги

Лекция 2. Работа будущего — какой она будет?

Лекция 3. Надпрофессиональные навыки

Лекция 4. Профессии-пенсионеры

Лекция 5. Использование Атласа новых профессий в профориентационной практике

Лекция 6. Алгоритм использования Атласа при выборе профессии

Лекция 7. Примеры использования Атласа новых профессий в профориентационной практике

atlas100.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о