Хай тек в россии – Ой!

Содержание

Хай-тек (стиль) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 января 2018; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 января 2018; проверки требуют 8 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Хай-тек.

Хай-тек (англ. high-tech) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрая, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Чарльз Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность[1]. Практически все архитектурные критики, вслед за Дженксом, архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — к идее «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Свое начало стилевые решения хай-тек нашли именно в городской архитектуре. Стиль, предпочитающий минимализм и простоту форм, неординарные решение в выборе материалов быстро завоевал любовь современных архитекторов, незаметно распространившись во всех сферах культуры и жизнедеятельности[2].

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч.Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре

[3].

Хай-тек уже с 1980-х годов выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х годов развивается био-тек и эко-тек и — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла, пластика, металла.
  • Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну.
  • Modern British architecture since 1945. Лондон, (1984).

ru.wikipedia.org

Архитектурный стиль Хай-тек | Деловой квартал

Стиль «хай-тек» сложился в архитектуре и дизайне в 1970-х гг. Ши­рокое распространение получил уже в 1980-е годы, хотя его основы, как считают некоторые искусствоведы, были заложены еще в XIX в. Джозефом Пакстоном (Хрустальный дворец) и Гюставом Эйфелем (Эй­фелева башня).

Хай-тек представлял собой своеобразное отражение всех достижений науки и техники XX в. Его основоположниками были в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Большой вклад в становление и развитие концепций хай-тека внесла группа «Аркигрэм», которая применяла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг в архитектурных сооружениях. Также важное значение имели работы Б. Фуллера (геодезические купола), О. Фрея (разработка кинетических структур) и Я. Чернихова (здания со стержневыми несущими стальными конструкциями и элементами инженерных систем и оборудования).

Особенности стиля Хай-тек

Чарльз Дженкс относил хай-тек к позднему модернизму со всеми присущими ему чертами: прагматизмом, сложной простотой, технологичностью, гиперболой, монументальностью. Для данного стиля были характерны использование простых линий и фигур, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма, прагматизм в планировании пространства, широкое применение стекла, трубчатых металлических конструкций, лестниц, выведенных за пределы здания, децентрированное освеще­ние. Цветовая гамма представлена в основном белым, серебристым и металлическими цветами.

Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор – К Танге. Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех лет. Самая примечательная часть сооружения металлический шар диаметром 52 метра весом около 1200 т. Шар собрали на земле и подняли на высоту 125 м. Сфера служит смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на Токийский залив.

Архитекто­ры хай-тека часто включали элемен­ты инженерного оборудования, такие как воздуховоды, вентиляционные шахты и трубопроводы в композицию сооружения. Использовались и комбинированные системы из жест­ких и тросовых элементов.

Примером сооружения в стило хай-тек было здание Конгресс холла в Берлине архитекторов Р. Шуллер и У. Шуллер-Витте. Благодаря алюминиевым наружным стенам устройству в них светопроемов это здание напоминало корабль. Продольные фермы – диафрагмы были увеличены по высоте и сечениям элементов. Перед зданием была установлена скульптура в виде соединения алюминиевых «колбас» подчеркивавшая геометрию сооружения.

Берлинский международный конгресс-центр

Еще одной работой  в стиле хай-тек можно назвать здание банка в Мюнхене, построенное в 1982 г. архитекторами В. и Б. Бетц. При его возведении применялись остержневые элементы закрытого сечении с целью подчеркнуть «техничность» проекта. Вертикальные не­сущие трубы большого сечения были вынесены на всеобщее обозрение.

Пожалуй, наиболее ярким и зна­чимым творением в стиле хай тек был построенный в 1972 – 1979 гг. по проекту архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помниду на площади Бобур  Париже.

Изначально проект подвергся жесткой критике, но к 1990-м годам, возмущение улеглось, и Центр Жор­жа Помпиду наряду с Эйфилевой башней стал одним из символов города.

Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транс­портных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.

 

При проектировании Центра архитекторы использовали принцип создания свободного пространства Мис вен дер Роэ. Здание имело 50 м в ширину. Каждый его наземный этаж был перекрыт стальной фермой, которая опиралась на наружные решетчатые опоры. Для демонс­трации картин и книг был устроен пятидесятиметровый пролет, из-за чего половину объема здание заняли межферменные пространства. Вит­ражные наружные стены не соответствовали требованиям организации экспозиции, поэтому за ними надо было устанавливать дополнительные глухие стенки. Сооружение хотя и имело строгий прямоугольный объем, но его силуэт был нечеток. Нечет­кости добавляли еще и избыточное число продольных крестовых связей и вынесенные на фасад разноцветные трубопроводы внутренних инженерных систем. Картину довершала размещенная вдоль главного фасада прозрачная пластмассовая труба, в которой нахо­дился эскалатор. Изначально эскала­тор предполагалось использовать для перемещения по этажам, но сегодня он служит для обзора бесчисленных достопримечательностей Парижа.

Из-за вынесенных на фасад всех конс­труктивных, инженерных и транспор­тных систем создавалось ощущение, что здание вывернуто наизнанку.

Первые сооружения в стиле хай-тек появились в Англии лишь в 1980—1990-х гг. (здание компании Ллойда, 1986 г.). Это было связано с тем, что принц Чарльз поддерживал новых клас­сицистов, а не архитекторов хай-тек. Он считал, что подобные сооружения никак не вписываются в облик города.

Постепенно в развитии стиля хай-тек выделились две тенденции: усложнение внешнего облика здания техническими и технологическими эле­ментами и стремление к тектоничес­кой ясности сооружения.

Примером первой тенденции было построенное в 1986 г. архитектором Р. Роджерсом здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити. Трехпролетное с металлическим каркасом сооружение имело 12 этажей с четко выделенной объемно-планировочной структурой. Центральный атриум перекрывали стальные полуциркульные арки. Ко­лонны каркаса были выполнены из круглых стальных труб, а между­этажные перекрытия устраива­лись по металлическим балкам.

 

Постепенно к зданию были пристро­ены многочисленные помещения для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц и технологических балконов, все это придало зданию задуманный техничный силуэт.

Приверженцем второй тенденции развития хай-тека был английский архитектор Фостер, в 1986 г. в Гон­конге по его проекту было построено здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай—Гонконг. Оно имело ствольно-мостовую конструк­тивную систему. Каждая из опор состояла из четырех колонн круглого трубчатого сечения, которые объ­единялись жесткими перемычками в полый стержень — ствол. Стволы объединялись однопролетными двух­консольными выполненными из труб чередующимися фермами высотой в два этажа. Фермы имели пролет в 38,4 м, в середине которого распола­гались стальные подвески и несущие конструкции междуэтажных перекры­тий. Подобная система обеспечила свободу планировки рабочих этажей банка в пролете свыше 38 м.

Между четырьмя парами стволов были сде­ланы три пространственных слоя без опор. Шанхай—Гонконг представлял собой три одинаковых по толщине сооружения в 28, 35 и 41 этаж с четким структурным образом, что в корне отличало его от Центра Жоржа Помпиду и здания страховой компа­нии Ллойда. Здание даже сравнивали с готовящейся к запуску космической ракетой. Подобное сравнение было неслучайным. Фостер говорил: «Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолет “Конкорд”, практикой военных учреждений, зани­мающихся созданием мостов, спо­собных выдержать нагрузки от тан­ков, достижениями авиастроительных фирм, особенно американских».

К концу 1990-х гг. второе направ­ление развития хай-тека полностью вытеснило первое. В 1997 г. по проекту Роджерса было построено здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге. Основ­ным стремлением архитектора стало создание величественного, но не помпезного сооружения, которое бы отражало демократическую направ­ленность организации. Симметрия в композиции здания отсутствовала. Административная часть суда располагалась на берегу водоема и повторяла очертания береговой линии. Сооружение было расчленено горизонтальным поэтажными ленточными тягами, усеченными по высоте к вертикальному объему для соединения административного корпуса с залами судебных заседаний.

здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге

 

Центром композиции являлись два зала судебных заседании. Они представляли собой два глухих алюминиевых цилиндра со скошен­ным верхом, обращенных друг к другу повышенными сторонами и поднятых над землей. Несмотря на сложность композиции, в здании Европейского суда четко прослежи­валась лишенная ненужных усложне­ний архитектурная форма. Холодный алюминиевый блеск облицовки сочетался с теплым красным цве­том Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек.

С 1980-х годов здания в стиле хай-тек являлись элитными сооружениями. Ч. Дженкс даже назвал их «банковскими соборами». Престижные фирмы стремились иметь офисы в подобных сооружениях.

Направления стиля Хай-тек

 

В стиле выделялись несколько различных направлений. Например, индустриальный хай-тек. Он основывался на использовании элементов промышленного назначения: сочленений, зклепок, металлических и стеклян­ных деталей, а также арматуры, труб и перемычек, то есть всего того, что применялось при проектировании фабрик, заводов и ТЭЦ. На всеобщее обозрение выносились коммуника­ции и перекрытия.

Другим направ­лением был геометрический хай-тек. Ему было присуще чередование простых и сложных геометрических форм. Архитекторы часто исполь­зовали базовые стержни, тросы и растяжки. Примером подобного стиля была построенная в 1981 г. архитектором Дональдом Кроном и инженером Варгоном Чапмэном трехсотметровая Сиднейская башня.

Био-Тек

Самым современным направлением считался био-хай-тек. Подражая жи­вой природе, он пытался не спорить с ней, а найти взаимопонимание. Такая архитектура гармонировала с окружающим ландшафтом, используя природные части как продолжение здания. Например, одна часть дома могла являться естественной скалой а из пола могло расти дерево, являвшееся одновременно и элементом декора и несущей конструкцией.

Однако заимствование природ­ных форм не всегда было умес­тным, т. к. при проектировании сооружений появлялись нефункциональные зоны. На сегодняш­ний день данное архитектурное направление еще до конца не сформировалось. Пока исследо­вательская составляющая преоб­ладает над практической.

Николас Гримшоу

Британский архитектор Николас Гримшоу родился 9 октября 1939 г. Учился в Эдинбургском колледже искусств, а потом в лондонской архитектурной академии. В течение 14лет работал вместе с Терри Фаррелом. Наиболее яркой работой архитектора был ботанический сад  «Эдем» в графстве Корнуолл, расположившийся на рекультивированной территории карьера, где раньше добывался каолин. Идея проекта принадлежала Тиму Смиту, а его практическая реализации легла на плечи инжиниринговой компании «Энтони Хант и партнеры».

Проект «Эдем» в  Корнуолле — садовый комплекс, состоящий из двух оранжерей, представляющих собой соединенные геодезические купола, под которыми произрастали растения со всего мира.

Купола выполнены из сотен шестиугольников и несколь­ких пятиугольников, каждый из которых изготовлялся из прочного светопроницаемого пластика. В оранжереях были воссозданы определенные природные комплексы: в пер­вой — тропический климат, во второй — средиземноморс­кий. После двух с половиной лет строительства в 2001 г. сад распахнул свои двери для посетителей.

Среди основных работ Н. Гримшоу необходимо отметить международный железнодорожный вокзал Ватерлоо в Лондоне (1993 г.), Национальный космический центр Великобритании в Лестере (2001 г.) и мост Хеермы. в Амстердаме (2001 г.). Архитектор также проектировал для Мельбурна, Парижа, Ливерпуля, Берлина и др.

Башня Мэри-экс

 

Башня Мэри-Экс была построе­на в 2004 г. в Лондоне по проекту архитектора Нормана Фостера на месте Балтийской биржи, поврежденной в результате теракта 1992 г. Ирландской республиканс­кой армией. В ней расположилась штаб-квартира компании Swiss Reinsurance. Фостер стремился по максимуму использовать природ­ные ресурсы, поэтому на обслужи­вание его 40-этажного здания ухо­дило вдвое меньше электроэнер­гии. Это был первый экологический небоскреб. Его конструкция пред­ставляла собой сетчатую оболочку с центральным опорным основанием. Нижние этажи были доступны для всех посетителей, а верхние — отданы ресторанам.

За зеленоватый оттенок стекла и характерную фор­му небоскреб был прозван «огур­цом». Возведение здания обошлось в 400 млн долларов. В 2003 г. проект удостоился ежегодной пре­мии Emporis Skyscraper Award, а в 2004 г. — премии Джеймса Стир­линга. В 2007 г. компания Swiss Reinsurance продала небоскреб за 1,18 млрд долларов немецкой IVG Immobilien и инвестиционной фирме Evans Randall, оставшись его глав­ным арендатором. (Подробнее про башню Мэри-экс).

Смотрите также:

delovoy-kvartal.ru

5 домов в стиле хай-тек, попавших с улицы в научную фантастику — Look At Me

Какие здания больше всего вдохновляют писателей-фантастов и благодаря им становятся частью поп-культуры? Мы выбрали 5 знаменитых построек в стиле хай-тек, которые появлялись в фантастических фильмах и книгах. В первой части материала мы рассказали о зданиях — героях фантастики, построенных в стиле брутализм.

Что такое хай-тек?

Центр Джона Хэнкока

Самое важное, что нужно знать о хай-теке — это то, что хай-тек — это не название архитектурного стиля, а эпитет. Относиться он может к постройкам в близкородстенных стилях позднего модернизма, структурного экспрессионизма, постмодернизма и даже неофутуризма. Получившиеся здания в итоге сохраняют формообразующие признаки базового стиля, но приобретают и особые качества, которые заставляют зрителей восклицать: «Вот это хай-тек!»

Часть этих качеств архитектура высоких технологий унаследовала от брутализма — предшествовавшего ей международного wow-стиля. И те и другие стремились выставить конструктив здания напоказ. Но если бруталисты были ограничены возможностями бетона, и максимумом, который они могли обнажить, были плиты перекрытий и лифтовые шахты, то к концу 70-х, когда хай-тек достиг наивысшей популярности, строительные технологии ушли далеко вперед. Стало возможным сплошное остекление фасадов, модульные коммуникации и вентиляция, появился относительно дешевый и прочный пустотелый стальной профиль. Конечно, со всем этим экспериментировали и раньше: отец модернизма Людвиг Мис ван дер Роэ еще в 1949-м спроектировал первую башню из стали и стекла, а британская архитектурная группа Archigram рисовала вполне себе хай-тековские здания в самом начале 60-х. Однако первым настоящим примером хай-тека все же считается центр Джона Хэнкока в Чикаго, построенный в 1969 году бюро Skidmore, Owings and Merrill.

 

Чем хай-тек нравится
художникам?

Метрополис (1929)

Если эстетика брутализма оказалась близка авторам антиутопий, то к хай-теку чаще всего обращались с противоположными целями – чтобы представить светлый мир победившей технологии. Мечты о стеклянных башнях преследовали человечество задолго до того, как их смогли построить: еще у древних кельтов есть похожая легенда. На экране они впервые возникли, естественно, в виде макетов, в «Метрополисе» (1929). С середины 70-х же ставшие реальностью благодаря Норману Фостеру, Ричарду Роджерсу и Майклу Хопкинсу здания начали активно использовать в качестве декораций к научной фантастике. Любопытно, что продолжается это и поныне, правда чтобы усилить впечатление, их обычно виртуально накачивают стероидами, увеличивая в масштабе в два, а то и в три раза.

 

Центр Помпиду, Париж

год постройки: 1971–1979, архитекторы: Ричард Роджерс и Ренцо Пиано

Здание музея современного искусства в Париже было одним из первых примеров реального хай-тека, поразившего воображение всего мира и, естественно, первые годы считавшегося жутким уродством. Выведенные на фасад яркие вентиляционные трубы и лестничные пролёты стали символом утилитарной архитектуры будущего. Первым использовал это здание в кино Льюис Гилберт, режиссер 11 фильма бондианы «Мунрэйкер». В нём пятый этаж центра изображал космическую станцию, на которой укрылся главный злодей. Косвенно архитектура Помпиду повлияла и на облик нуарного мира «Бегущего по лезвию».

 

Sears Tower, Чикаго

год постройки: 1970–1973, архитектор: Брюс Грэм, инженер Фазлур Хан

С момента постройки и до 1998 года (почти 25 лет) Sears Tower удерживала статус самого высокого здания в мире. Это в сочетании с пугающими фасадами из тёмного стекла и чернёного алюминия заставило множество кинорежиссеров обращаться к ней в поисках вдохновения. Башня появлялась в сериале «Звёздные врата», экранизации романа Айзека Азимова «Я, робот». И даже в последние годы, несмотря на давно потерянный статус «Крыши мира», небоскрёб не сходит с экранов: он появлялся во второй части «Трансформеров», «Человеке из стали», а совсем скоро мы увидим его в «Дивергенте».

 

Hearst tower, Нью-Йорк

год постройки: 2003–2006, архитектор: Норман Фостер

Сердце медийной империи Херста на Манхэттене — лучший пример того, что заветы хай-тека живы и сегодня, спустя почти 40 лет после его появления. При проектировании этого небоскрёба Фостер воспользовался такой причудой американского законодательства как «право на воздух», надстроив над старым 6-этажным зданием еще 36 этажей. Но и этого оказалось мало художникам сиквела полнометражного «Стар Трека», которые на панораме Манхэттена будущего увеличили здание еще раза в два. Та же идея почти одновременно пришла в головы архитекторам корейского бюро SOM, которые сейчас строят практически такую же, как в «Стар Треке», башню в Сеуле.

 

World Trade Center, Нью-Йорк

год постройки: 1973, архитектор: Минору Ямасаки

Башни Всемирного Торгового центра обычно относят к так называемому «интернациональному стилю», однако, обилие стекла и наружная стальная обрешётка  позволяют описать и их термином хай-тек. Они не сходили с экранов с самого момента постройки и успели стать узнаваемым символом Манхэттена, которого режиссерам всегда было достаточно, чтобы обозначить место действия. Но и в фантастике их использовали довольно часто. Сид Мид, дизайнер «Бегущего по лезвию», рассказывал, что именно они были для него ключом к образу фантастического города будущего: «Я просто взял башни, увеличил их в три раза, и вышло то, что вышло». По башням лазал Кинг Конг в одноименном фильме 1976 года, с них взлетал Супермэн в 78-м, и даже после разрушения они сумели появиться в экранизации «Хранителей» Алана Мура и одном из фильмов о Человеке-пауке.

 

Bank of China, Гонконг

год постройки: 1985–1990, архитектор: Юй Мин Пей

Хотя формально здание национального банка Китая в Гонконге относят скорее к структурному экспрессионизму, диагридная структура фасада прямо указывает на знакомство архитектора с лучшими образцами хай-тека. Интересно, что за рубежом это здание считается первым, где была применена перекрёстно-стержневая конструкция покрытия, хотя в России подобные структуры проектировал еще Шухов в первой трети двадцатого века. На экране здание появлялось лишь дважды: впервые в ребуте «Стар Трека» от 1995 года в качестве одного из подразделений звёздного флота, а второй – в недавнем «Морском бою», где оно было бесславно разрушено свалившимся с неба кораблем пришельцев. Впрочем, ничего подобного пока, кажется, не ожидается — а значит, у нас есть все шансы увидеть творение Пея еще не раз.

www.lookatme.ru

Стройка компании Петротрест «Хайтек Сити», или Как реализуется стиль позднего модернизма

История существования человечества сопровождалась многочисленными примерами созидания различной архитектуры. Каждая очередная попытка реставрировать пережитки прошлого и создать нечто новое, в конечном итоге, приносила свои плоды. Точно так произошло и в случае с необычным стилем hi-tech (high technology), который впервые дал о себе знать в 1970-х годах, а ещё через десять лет полностью завладел умами следующего поколения архитекторов и представителей современного общества.

Новый стиль хай тек в архитектуре современности

Существует мнение, что базовой основой зарождения стиля явились идеи, взятые от изобразительного искусства и научной фантастики. Действительно, когда рассматривается любой из проектов, какими теперь часто бравирует современное строительство, постоянно рядом присутствует чувство чего-то необычного, странного, но исключительно точного. Прагматичный взгляд на вещи и своеобразная элитная архитектура объединяются в единое целое, формируя ряд свойств, какими и отличаются сооружения в стиле хайтек:

  • скульптурные формы;
  • сложная простота;
  • выраженная технологичность;
  • функциональность и удобство;
  • монументальное искусство;
  • отсутствие историчности.

Этот список, безусловно, вызывает интерес даже у самого безразличного представителя цивилизации. Для тех же, кто не безразличен к искусству созидания, стиль хай тек в архитектуре являет собой нечто особенное и, конечно же, инновационное. Даже поздний модернизм, куда причисляют hi-tech, нисколько не снижает количество инноваций, представленных данным стилем. Наверное, благодаря тесным связям с новой, современной материальной базой.

Первые примеры необычного строительства

Примечательным строением, имеющим самое непосредственное отношение к данному стилю, является Центр Помпиду, выстроенный в столице Франции. Этот первенец был сооружен в 1977 году, как раз в те времена, когда hi-tech только ещё набирал силу в архитектуре. Изначально французское общество не поняло замыслов создателей. Центр Помпиду некоторое время (более десятка лет) подвергался жесткой критике. Безусловно, те критические высказывания не сравнить с другими, более современными, какие в свое время получал, например, проект Петротрест «Хайтек Сити», но каждому свое. Между тем, ближе к периоду 90-х годов французский объект перестали критиковать, а ещё через пару лет Центр Помпиду и вовсе приобрел статус парижской достопримечательности. Причем по своей архитектурной значимости строение оказалось почти на одной позиции с известной Эйфелевой башней.

Взяв пример с французов, внимание к новому стилю вскоре уделили англичане. Правда, строительство зданий и сооружений, соответствующих стилю хай-тек, началось в Англии несколько позже. Реализация таких проектов отметилась концом 80-х, началом 90-х. В качестве примера интересного сооружения можно привести здание рынка страхования в ЛондонеЛлойдз (Lloyd’s).

Что интересно, работа английских архитекторов тоже первоначально воспринималась, мягко говоря, без выраженного восторга. Напротив, высокопоставленные лица страны нередко пускались в критику, характеризуя созданные творения удручающими конструкциями, негативно влияющими на классические Лондонские виды. Так что, стиль хай тек в современной архитектуре достаточно трудно пробивал себе дорогу.

Российским архитекторам довелось столкнуться с новым строительством итого позже. Повышенное внимание к идеям и активное строительство в рамках создания и реализации проектов нового стиля отметилось после 2000 года.

Проект Петротрест хайтек сити – проба пера

Реализацию российских проектов из серии «высоких технологий» решили начать с петербургского проекта под названием «Хайтек Сити». Собственно, обычный жилой дом, но обладающий оригинальным фасадным исполнением. Здание на 25 этажей, внутренняя планировка которого выполнялась на основе европейских стандартов. Внешний вид действительно приближает строение к тем вариантам, где определяющими являются принципы позднего модернизма. Между тем, этот проект всё-таки достаточно трудно назвать истинно «высокотехнологичным», так как внутренние проектные решения фактически соответствуют традиционной классике.

Детали, напрямую относящиеся к тем свойствам и принципам, которые поддерживаются стилем хайтек, в петербургском проекте это, прежде всего:

  • метод единого остекления
  • наличие больших панорамных окон
  • присутствие овальных форм (гипербола)

Вот, пожалуй, и всё из того набора, какой позволяет причислить данный проект к необычному и оригинальному творению. Но, главное – попытка внедрения нового.

Такие попытки, кстати, имели место и ранее. Один из примеров – казанская «Пирамида». Это здание — проект развлекательного центра, который действительно напоминает нечто интересное и творческое, максимально приближенное к позднему модернизму и достаточно удаленное от даты начала строительства компанией Петротрест комплекса «Хайтек сити», который был сдан в эксплуатацию совсем недавно.

Опираясь на подобные примеры, наверное, можно с полной уверенностью заявлять о том, что в России новые архитектурные идеи начали активно воплощаться в реальность.

Воплощение стиля хай-тек в современной архитектуре

Для того чтобы добиться положительного результата, не требуется слишком много с точки зрения архитектурных изысков. Ведь основа стиля – сложная простота. Достаточно лишь применить:

  • высокие технологии проектирования
  • стекло, пластик, металл
  • функциональные элементы на базе металлоконструкций
  • множество зеркальных, металлизированных деталей
  • пространственный прагматизм
  • децентрированный свет

Дань таким принципам отмечается сегодня в области строительства малоэтажного загородного жилья. Это одно из направлений, где архитектурным фантазиям hi-tech нет предела.

kakpostroit.su

Хай-тэк. Hi-tech | Архитектура и Проектирование

«Форма здания была осмыслена как социально более подходящая для чистой и быстро расширяющейся в XX веке индустрии электроники, чем обычные рабочие пространства и управленческие помещения с их подразумеваемыми смыслами «мы и они», «чистое и грязное», «шикарное и неряшливое», «заднее и переднее»… Где было возможно, элементы выполняли двойную или даже тройную функцию — например, металлические профили покрытия были также световыми рефлекторами для утопленных флюоресцентных трубок, равно как и структурными элементами в качестве жестких диафрагм». Norman Foster

high technology, high tech, hi-tech — согласно формулировке Ф. Ньюби, хай-тек — это эстетизация технологии, больше обязанная наперед заданному архитектурному представлению о ней, чем ее инженерной рационализации. Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это направление, фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и имеет прежде всего дело с экспериментами в области технологической образности.

Термин «хай-тэк» первоначально использовался для описания архитектурных проектов середины 60-х годов XX-го века небольшой группы архитекторов («ГРУППА 4»). В эту группу входили, помимо прочих, Норман Фостер (Norman Foster) и Ричард Роджерс (Richard Rogers). Происхождение хай-тека связывают с течением Радикального дизайна, участник которого, Бакминстер Фуллер (Fuller, Richard Buckminster, 1895-1983),, работал и с Фостером, и с Роджерсом. Затем идеология хай-тека была усилена теориями группы «Archigram».

Считается, что отличительной чертой данной архитектуры является идеализация и романтизация передовой технологии. Однако на пороге нового тысячелетия архитектура хай-тека решает достаточно прагматичные задачи, связанные е проблемами объединения энергии и ресурсов, экологической ситуации и современными функциональным и требованиями к архитектуре. Мы являемся свидетелями — и в то же время действующими лицами — глобальной технологической революции. Она охватывает все среды существования и с огромной скоростью меняет нашу жизнь на этой планете. Хай-тек — это «полигон» для эксперимента, испытания и внедрения в массовое строительство новаторских решений.

Здание страховой компании Swiss-Re, Лондон, архитектор Норман Фостер (Norman Foster)  

Здание Мэрии (Sity Holl), Лондон, архитектор Норман Фостер (Norman Foster)  

Под точкой отчета в развитии «технологического» направления в архитектуре можно рассматривать эпоху Первой промышленной революции, когда появились такие металлические сооружения как Хрустальный дворец Джозефа Пекстопа (1851 г.), Эйфелева башня. Также можно отметить работы Шарля Роу де Флеры, Ехана Вильгельма Шведера.

В конце XIX века российская архитектура была истинна. По существу русская инженерная архитектура в лице Шухова В.Г., Лолейта А.Ф., С. Кербедзи, Д. Журавского, П. Белолобова, Ф. Ясенского, А. Кузнецова находилась в авангарде новых технологий, в строительстве. Изобретатели испытывали и внедряли в массовое строительство новые материалы, конструктивные решения, полученные на основе самых современных научных знаний.

Воздействие на формообразование современного хай-тека оказала архитектура советского авангарда. В мировой архитектуре наблюдается возврат к русской архитектуре 20-х годов (конструктивизм, рационализм).

Вторая половина XX века была периодом наиболее интенсивного развития техники. Прорыв, который был сделан в 40-е годы в силу военной необходимости, по инерции давал свои результаты. Новый этап технического прогресса, связанный с высокой наукоёмкостью техники и синтезом различных областей естественно научных знаний, способствовал широкому вхождению техники в повседневную жизнь человека и, как следствие, ее «эстетическому приятию», а также к заметным изменениям в социальной, и культурной, атмосфере. Отражение этого уже проявилось в архитектуре 1950-60-х годов в постройках Ээро Саариена, Людвига Мис Ван дер Роэ, Брюса Гофа, Пьера Луиджи Нерви, Кензо Танга и многих других мастеров архитектуры.

«Компьютерная революция» 70-х поставила новые задачи и открыла новые возможности перед архитектором. Главный революционер — Билл Гейтс предсказал, что недалекое будущее — это мир постоянно увеличивающейся скорости.

Общее состояние оптимизма относительно первых успехов в области электроники, информатики, и, главным образом, космонавтики, атмосфера романтических ожиданий и футуристических поисков архитекторов — все это способствовало появлению экстраординарного проекта Центра Помпеду (Centre Pompidou), (Р.Роджерс и Р. Пиано) в Париже.

Waterside Office England, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers) 1999 — 2004  

Центр Помпиду (Centre Pompidou), Париж, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers) 1971-1977  
Antwerp Law Courts, Belgium, Antwerp, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers)  1998 — 2005  

 

Современный хай-тек как синтез архитектуры и науки

В мире постоянно увеличивающейся скорости архитектура хай-тека по возможности стремится выразить давнюю мечту человека — преодолеть время и пространство. В итоге мы становимся свидетелями: наука и религия, рациональное и мистическое вступают па площадку искусства, понятого, как что-то связанное с техникой, как «искусство-техника» в новое, почти незнакомое XX веку отношение, залогом непротиворечивости которого выступает рождающийся в хай-теке новый художественный образ.


Индустриальный хай-тек

В этом направлении архитектура построена как на широком использовании индустриальных элементов, так и на символическом решении индустриальной темы, на использовании художественно-иконических метафор, образов фабрик, и заводов, ТЭЦ, депо, пакгаузов. Основой здания служит «этажерка» — объёмный металлический или железобетонный каркас (вертикальные опоры — колонны, и горизонтальные перекрытия). Для данной архитектуры также характерны обнажение, вынос на фасад элементов коммуникаций (лестниц, лифтов и т.п.), скульпторизация элементов конструкций.

Современный индустриальный хай-тек создаётся такими мастерами как Р.Роджерс, Р.Пиано, Н.Фостер и др. Произведения эстетически небезынтересны: детали выполнены очень тщательно, здания восхищают своей открытой экспрессией тектоники. Но, можно заметить, что практически ничего не изменилось с 1975 года, когда был завершен Центр Помпиду. Футуристический пафос архитектуры отныне осуществляется в новой форме.

 

Геометрический хай-тек

Данное направление на современном этапе получило самое широкое распространение в архитектуре «Хай- тек». Геометрический хай-тек характеризуют поиски новых несущих систем здания, создание новой, более сложной каркасной системы на основе современнейших материалов и элементов конструкций. Отсюда появление новой геометрии здания.

Например: Г. Борисовский в 60-х годах утверждал, что в связи с упрочнением материала конструкции, работающие на растяжение, ставятся все тоньше и легче, здесь нет ограничений, свойственных конструкциям, работающим на сжатие. Отсюда вывод: нужно стремиться к конструкциям, работающим в основном на растяжение. Современные несущие конструкции здания в своей массе стремятся в одну точку опоры.

▲ — символ старой тектоники, где конструкции работают на сжатие, тектоники положенных и поставленных друг на друга строительных элементов.
▼ — символ новой тектоники, здесь конструкции работают в основном на растяжение. Объем сооружения имеет сложную геометрию.

В настоящее время растянутые конструкции получили достаточно широкое распространение: гибкие нити и висячие покрытия, вантовые (подвесные) и комбинированные конструкции, тросовые сетки, мембранные перекрытия. Внимание инженеров и архитекторов привлекают мягкие оболочки — особый класс пространственных конструкций, выполненных из материалов, обладающих высокой прочностью при растяжении. В строительных конструкциях мягкие оболочки создаются двумя способами: механическим и пневматическим. Первый способ приводит к созданию тентовых конструкций, второй — пневматических.

Различают два типа пневматических конструкций: воздухоопорные и воздухонесомые. Воздухоопорная конструкция — это оболочка настолько больших размеров, что образует целое здание или, по крайней мере, его покрытие. Поддерживается оболочка в состоянии способности противодействия внешним нагрузкам при сравнительно невысоком (200.. .500 Па) внутреннем избыточном давлении воздуха. Воздухонесомые конструкции, в отличие от воздухоопорных, представляют собой не целые здания, но только его конструктивные элементы — пневматические стержни (балки, стойки, арки, рамы) и панели.

использован текст: http://cih.ru/k2/  

Сайт Ричарда Роджерса (Richard Rogers) : http://www.rsh-p.com/

Hesperia Hotel and Conference CentreSpain, Barcelona, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers)  1999 — 2006 Channel 4 Television Headquarters, England, London, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers) Hesperia Hotel and Conference CentreSpain, Barcelona, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers)  1999 — 2006

arx.novosibdom.ru

Высокие технологии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2017; проверки требуют 4 правки.

Высо́кие техноло́гии (англ. high technology, high tech, hi-tech) — очень сложные технологии, часто включающие в себя электронику и робототехнику, используемые в производстве и других процессах[1]. В отличие от «низких технологий» (англ. low technology, low tech) — простых технологий, используемых на протяжении веков, ограничивающихся производством предметов первой необходимости[2].

Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности[источник не указан 1416 дней].

Возможно также отнесение технологий к разряду «высоких» в зависимости от меры неучастия в них человека — чем меньше участие человека в технологическом процессе, тем выше технология. К высоким технологиям относятся не только промышленные технологии, но также социальные технологии, например, системы распространения новостей, технологии коллективной работы и обучения. В связи с этим, можно говорить о высоких социальных технологиях.[источник не указан 1417 дней]

Поскольку высокотехнологичный сектор экономики развивает или использует самые передовые технологии, он часто рассматривается как имеющий наибольший потенциал для будущего роста. Это восприятие привело к высоким инвестициям в высокотехнологичные сектора экономики. Высокотехнологичные стартап-предприятия получают значительную часть венчурного капитала. Однако, если инвестиции превышают фактический потенциал, как это было в прошлом[когда?], инвесторы могут потерять все или большинство своих инвестиций.

Высокие технологии часто рассматриваются как высокий риск, но они дают возможность получить высокую прибыль. Как и Большая наука, высокие технологии – это международный феномен, охватывающий континенты, олицетворяемые мировым сообществом Интернета. Таким образом многонациональная корпорация может работать над проектом 24 часа в сутки, когда команды пробуждаются и работают с продвижением солнца по всему миру. Такие проекты могут быть в разработке программного обеспечения или в разработке интегральной схемы. Таким образом, многонациональные корпорации могут использовать команды в разных странах на разных континентах, например, в Кении, Бразилии, на Филиппинах или в Индии.

Существует несколько различных определений высоких технологий. Кроме того, существует множество проблем с определением высоких технологий. Существует большое разнообразие определений, которые используются. Ниже приведен краткий обзор ряда различных методов определения высоких технологий. ОЭСР имеет два разных подхода: сектор и продукт (промышленность).

Исторически сложилось, что высокие технологии относят исключительно и только к области техники и промышленности, из-за чего остаются вне рассмотрения другие виды высоких технологий. Указанные выше критерии отнесения к высоким технологиям — новые, прогрессивные, наукоёмкие — не являются инвариантными признаками «высоты» технологии.[источник не указан 1417 дней]

Инвариантным признаком «высоты» той или иной технологии можно считать степень участия человека в технологическом процессе, — чем меньше участие человека в процессе, тем «выше» технология.[источник не указан 1417 дней]

Примером высокой социальной технологии является технология работы в парах, а также её частный случай технология парного обучения.

ru.wikipedia.org

Хай-тек в частной архитектуре, фото – Rehouz

Словари утверждают: хай-тек – стиль дизайна и градостроительства. На самом же деле хай-тек – образ мышления; все, что выглядит дерзко и смело, а главное, фантастически-ново, заслуживает восклицания: «какой хай-тек!».

Хай-тек в архитектуре

Истоки стиля и этапы становления

Искать их следует в литературе и кинематографе. Архитектурное бюро Archigram, существовавшее в Британии в середине 60-х, переносило идеи утопий и антиутопий в строительство. Отталкиваясь от необрутализма, глубоко индустриальной, функциональной городской архитектуры, новаторы пришли к тому, что позже получило название хай-тек. Впрочем, дорога к славе, в лучах которой стиль купается сегодня, оказалась непростой.

Ранний хай-тек

Первой ласточкой, провозгласившей новую доктрину, стал центр Жоржа Помпиду в Париже.

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду на площади Бобур в Париже.

Эпатажный «дом наизнанку», с наружными инженерными коммуникациями, общественность восприняла с недоумением. Споры о том, красиво это или уродливо не утихали почти 20 лет.
Несколько позже похожие постройки появились в Лондоне, а затем в Европе и в Америке.

Раннему хай-теку присущи величавая монументальность, особый размах, переход структуры и конструкции здания в его орнамент, украшение.

Поздний хай-тек

Поздний хай-тек имеет более благородный и утонченный облик. К стилю стали обращаться, как к инструменту создания имиджа: корпорации и синдикаты, желая подчеркнуть свой статус, переезжали в новые, хай-тековские офисы.

Здание штаб-квартиры страховой компании Ллойд, 1978-1986 гг.

Здание банка HSBC, 1983-1985 гг.

Здание ЕСПЧ, 1991-1994 гг.

Здания, появившиеся в 80-х годах, метко окрестили «банковскими соборами». В устремленности к небу, зеркальности, особой, сложной простоте сквозят амбициозность и уверенность в успехе. «Будущее здесь, во мне» – как бы провозглашают эти штаб-квартиры.

Современный хай-тек, направления стиля

С конца прошлого столетия хай-тек становится неоднородным, расщепляясь на течения.
[ads_block]

Индустриальный хай-тек

Это направление активнее других эксплуатирует тему промышленного развития, используя метафоры и образы фабрик, заводов, теплоцентралей, транспортных депо.

Штаб-квартира компании 3M. Милан, Италия

Индустриальный хай-тек в частной архитектуре

В основе здания индустриального хай-тека – мощный «скелет». Прагматизм, функциональность постройки бьет по глазам, потому что трубопроводы, вентиляция, шахты обнажены и красуются извне. Да, красуются, являясь декором постройки – «технотронными» аналогами скульптур и барельефов.

Геометрический хай-тек

А этот подвид больше всего почерпнул из кубизма и конструктивизма. Его «иконой» называют Сиднейскую телебашню, которая, однако, к ТВ не имеет никакого отношения. Башня – просто туристический объект со смотровыми площадками, ресторанами и бутиками.
Рассмотрев её конструкцию, вы поймете, что геометрическому хай-теку свойственна сложная геометрия, составленная из простых компонентов.

Сиднейская телебашня, 1975-1981 гг.

Геометрический хай-тек в частной архитектуре

Здания в этой стилистике легко распознать, благодаря изощренным каркасным системам.

Бионический хай-тек

В отличие от раннего хай-тека, это направление пытается наладить диалог с природой.
На первое место бионический хай-тек выдвигает тезис биоурбанистики. Зодчие, работающие в жанре бионики, изучают принципы функционирования природных организмов и создают подобные им конструкции. Например, высотки, строение которых повторяет ствол или полый побег. Их ярусы скрепляются железными кольцами, как злаковый стебель узлами.

Храм Лотоса. Нью-Дели, Индия

Бионический хай-тек в частной архитектуре

Бионические здания подражают природным объектам и контурам. Дома в стиле био-тек могут быть похожи на кокон, раковину, гриб, паутину, яйцо и даже на медузу.
Бионический хай-тек, больше остальных направлений стиля, зависит от новейших технологий. Здания возводятся из материалов, которые копируют природные структуры – соты, пузыри, волокна, слоистый хитин моллюсков.

Впрочем, пока что био-тек – в большей степени искусство и теория, чем практика и воплощение. В частной архитектуре био-тек фактически отсутствует: в этой сфере его применение и слишком дорого, и эстетически нецелесообразно.

Экологический хай-тек

Продолжением бионики, её развитием можно считать эко-тек. Этот подвид не заимствует идеи у природы. Он сам стремится стать природой, частью безопасной окружающей среды.
— Во-первых, такие здания строят исключительно из экологичных материалов.
— Во-вторых, эко-дома должны быть «умными» – энергоэффективными и энергонезависимыми.

Жилье эко-тек снабжается всевозможными фильтрами, датчиками, коллекторами для дождевой и талой воды, солнечными батареями… И другими «гаджетами», позволяющими человеку не вступать с природой даже в относительный конфликт.

Дом Билла Гейтса

Пример эко-тека в частном секторе – дом Билла Гейтса. Особняк построен из пихтовой древесины, бетона и стекла, а система очистки сточной воды настолько идеальна, что в искусственных каналах плещутся лососи.

Эко-тек – привет из идеального будущего. Впрочем, уже сегодня дома в виде автономных, самообеспечивающихся систем появляются в элитных поселках.

Стиль хай-тек в интерьере, варианты дизайна, фото

Хай-тек в архитектуре: общие концептуальные черты

В целом хай-тек – это мечта. Нет, даже вера: в цивилизацию, в способность человека переоборудовать планету под себя, опередить время.

  1. Фундаментальные признаки стиля – широкое применение новейших технологий и приемов на всех этапах строительства;
  2. широкое применение современных стройматериалов или, если речь об эко-теке, обработанных природных;
  3. четкость, аккуратность линий, чередование простых и сложных геометрических фигур;
  4. высокая рациональность планирования – никаких «лишних» аксессуаров;
  5. господство «техногенных» оттенков – серого, серебристого, черного цвета;
  6. децентрированное, ровное освещение;
  7. использование функциональных систем (лестница, лифт, солнечные батареи) для внешней отделки дома;
  8. в бионическом хай-теке и в эко-теке – вертикальное озеленение.

Частный дом в стиле хай-тек

Обычные профили и балки, которые используются для создания каркаса, в этом случае не применяются. Вместо швеллеров, тавров и двутавров в ход идут трубы с различным сечением, а вместо традиционных рам и ферм – специальные усиленные элементы и тросы.

Проектируют хай-тековскую постройку, делая упор на её функциональности. А возводят, прибегая к бетону, стеклу, прокатному и профилированному металлу.
Экстерьеру присущи нестандартные пропорции, лаконичность очертаний, террасы, нависающие крыши со вставками стекла, огромные панорамные окна, раздвижные прозрачные двери.

Облицовка дома специальным стеклом составляет отдельную тенденцию – так называемый слик-тек. Крупноформатные зеркальные или просто светопрозрачные панели делают постройку похожей на кристалл, прибавляют дому респектабельности. Сочетать такие панели можно и с кирпичной, состаренной кладкой, получая в итоге эффектный контраст.

Кроме этого, дом в стиле хай-тек обязан отличаться высотой, габаритами, экспрессивной сдержанностью цвета. А еще ему потребуется соответствующее обрамление – строгий, но изысканный ландшафт.

Ландшафтный дизайн в стиле хай-тек, фото

Дома в стиле хай-тек — фото

Все стили в архитектуре, список с фото

+ Похожие стили:

rehouz.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о