Юберизация это – Что такое — уберизация? | Современный предприниматель

Содержание

Что такое — уберизация? | Современный предприниматель

Понятие «уберизация» применяется для обозначения одного из направлений эволюции экономики и процессов в сфере предпринимательства. Данный термин не раскрывается отечественным законодательством, его появление связывают с функционированием компании Uber (создателем сервиса по онлайн-подбору автомобиля для поездок). В масштабах отдельных сегментов рынка, экономики государства это может оказывать как положительное, так и негативное воздействие.

Уберизация – что это такое простыми словами

Для уберизации характерно применение цифровых технологий, высокая скорость обработки информации и автоматизация большинства процессов. Для расширения клиентской базы за счет максимального охвата аудитории потребителей и минимизации расходов создаются мобильные платформы (например, по быстрому поиску пользователями свободных транспортных средств для поездок в нужном направлении, или свободных гостиничных номеров для проживания). Это позволило напрямую свести покупателей и поставщиков услуг, сократить эксплуатационные расходы вследствие отказа от традиционной схемы ведения бизнеса.

Как работает уберизация, что это такое? Это компьютеризация сферы услуг, замена человеческого трудового ресурса средствами автоматизации. Для этого разрабатываются электронные площадки, пользователями которых являются поставщики и потребители услуг. Функции по сведению покупателей и продавцов, рекламе сервиса берет на себя владелец интернет-площадки, взамен он получает комиссионное вознаграждение.

Уберизация бизнеса

Цифровизация частного бизнеса и госсектора экономики в условиях роста распространения мобильных технологий неизбежна. Но это может стать причиной одномоментного высвобождения большого числа специалистов (в результате автоматизации большей части технических операций) и даже привести к упадку целых отраслей.

Положительными чертами уберизации являются:

  • быстрая адаптация бизнес-системы к меняющимся условиям;

  • сокращение затрат;

  • повышение конкурентоспособности;

  • возможность охватить максимальное число покупателей в короткие сроки.

На примере частного бизнеса уберизация услуг проявляется, например, в создании служб такси, которые работают с мобильными приложениями по онлайн-заказу транспорта. Схема состоит из трех звеньев:

  • «убер», который выполняет функции администратора, посредника между продавцами и покупателями, занимается регуляторной деятельностью;

  • субъекты хозяйствования, оказывающие услуги и получающие заказы через электронный сервис «убера»;

  • потребители, заказывающие услуги через цифровую платформу.

Уберизация экономики предусматривает активное использование интернет-площадок для создания условий по прямому взаимодействию заказчиков услуг с их исполнителями. Непосредственные поставщики работ и услуг не являются собственниками цифровой платформы, через которую осуществляется административно-регуляторная деятельность, но они могут в полном объеме пользоваться функционалом таких приложений для увеличения собственной выгоды.

Цифровизация бизнеса требует наличия большого числа агентов, оказывающих услуги. Это условие можно выполнить в сфере логистики, транспортных перевозок, автосервисов, торговли, аренды жилья, маркетинговых исследований и т.п.

Так, уберизация в логистике направлена на сведение между собой покупателей товаров и грузоперевозчиков. Потребители получают возможность сократить сроки доставки купленных изделий, поддерживать связь с транспортным агентом и отслеживать текущее местонахождение груза. Для грузоперевозчика выгода заключается в минимизации холостых рейсов, появлении возможности эффективно планировать рабочую загрузку.

Уберизация социальных услуг

В госсекторе автоматизация услуг прослеживается на примере работы портала «]]>Госуслуги]]>» и ]]>сервисов налоговой службы]]>. Граждане через эти онлайн-ресурсы могут осуществлять регистрацию разных действий, становиться или сниматься с госучета, оплачивать налоги, пошлины и услуги госорганов, заказывать справки, оформлять талоны в очереди на прием к специалистам, вести переписку с контролирующими структурами и оперативно получать информацию по имеющимся долгам перед бюджетом.

В Ханты-Мансийском АО с января 2018 года и до конца 2019 года реализуется проект по уберизации сегмента соцуслуг населению. ]]>Онлайн-портал]]> предлагает гражданам воспользоваться возможностью заказать услуги:

  • социального такси;

  • сиделок;

  • нянь;

  • сурдопереводчиков;

  • по устройству пожилых людей в семьи.

База данных ресурса аккумулирует сведения о лицах, нуждающихся в таких социальных услугах и о возможных исполнителях работ. Правовая регламентация пилотного проекта уберизации соцуслуг осуществляется через Постановление Правительства ХМАО-Югры от 22.12.2017 г. № 559-п.

spmag.ru

Кого убьет уберизация? | Executive.ru

Верблюда не будет. Контора Кука, та самая компания, которая «Если вас одолеет скука… / Или прикажет подать самолет / Или верблюда за вами пришлет», приказала долго жить. Британская Thomas Cook, воспетая Самуилом Маршаком в поэме «Мистер Твистер», пережила пару мировых войн, несколько глобальных кризисов, но не смогла пережить уберизацию. 22 сентября 2019 года агентство Reuters сообщило, что одна из крупнейших туристических фирм мира прекратила деятельность.

Что будет с многотысячным международным персоналом фирмы – пока неизвестно. Только в Британии Thomas Cook, действовавшая как туроператор и авиаперевозчик, имела 563 офиса, в которых работало 9 тыс. сотрудников, и еще около 11 тыс. работников в других странах.

В условиях, когда любой пользователь может с помощью онлайн-сервисов самостоятельно заказать каюту на корабле, место в самолете или на спине верблюда, услуги Thomas Cook стали не нужны. Даже пенсионеры овладели искусством бронирования гостиниц самостоятельно, после чего у Thomas Cook остался один выход – вон с рынка.

Что такое уберизация? Цифровая трансформация отрасли, процесс, в ходе которого традиционный посредник между покупателем и продавцом уступает место онлайн-платформе. Термин происходит от названия компании Uber, которая предложила сервис, позволяющий пассажиру и водителю найти друг друга без помощи человека-диспетчера.

Какие отрасли в ближайшие пять лет охватит уберизация? С этим вопросом редакция

Executive.ru обратилась к экспертам.

Фото в анонсе: pixabay.com

  1. Грузоперевозки
  2. Бытовые сервисы
  3. Ресторанный бизнес
  4. Ритейл, индустрия красоты
  5. Образование
  6. ЖКХ
  7. Курьерские услуги
  8. Продажа недвижимости
  9. Аренда недвижимости
  10. Юридические услуги
  11. Продажа билетов на шоу
  12. Доставка дронами
  13. Ремонт квартир
  14. Рекрутинг
  15. Продажа контента
  16. Туризм
  17. Госуслуги

Грузоперевозки

Огромный объем рынка, максимальная доля «серых» услуг, непонятные механизмы подбора поставщиков, стандартные запросы потребителей – все это поддерживает благоприятную среду для уберизации. Крупнейшие участники, такие как X5 Retail, уже создают свои маркетплейсы услуг грузоперевозки (GoCargo), чтобы остаться на рынке после уберизации.

Александр Борисов, Co-Founder, Chief Product Officer, CarCoin.ru, эксперт Executive.ru

Бытовые сервисы

В ближайшие пять лет уберизация если и не уничтожит, то существенно изменит все сферы, связанные с курьерскими услугами, строительством, ремонтом, уборкой, помощью по хозяйству, ремонтом машин, мото- и велотехники, репетиторством и обучением, красотой и здоровьем, юридической помощью, установкой и ремонтом бытовой техники, подбором персонала, поиском исполнителей работ и услуг.

Александр Жириков, генеральный директор, «Мега», эксперт Executive.ru

Ресторанный бизнес

В ближайшие пять лет будут существенно меняться многие рынки, в том числе ресторанный бизнес, на котором будут действовать частные кулинары с доставкой блюд. Это уже существует на Западе и, по принципу заимствования существующих решений из развитых стран и расширения рынка западными компаниями, это придет к нам, как это получилось с Uber.

Алексей Морозов, генеральный директор, «Три Т», эксперт Executive.ru

Ритейл, индустрия красоты

Определенно это будет ритейл. С развитием виртуальных примерочных многие магазины одежды перестанут быть необходимостью. Благодаря AR я уже могу примерить кроссовки через приложение. Изменится рынок косметических услуг. Мастеров по маникюру, педикюру, косметологов и массажистов можно будет заказывать в приложении на удобное время к себе домой.

Азгануш Мисакян, основатель, Fundora, эксперт Executive.ru

Образование

Неспособность традиционных посредников в образовании (университетов и колледжей) к быстрым изменениям, развитие дистанционного обучения, простота создания онлайн-курсов для преподавателей – это предпосылки для появления и развития маркетплейсов «преподаватель-ученик». В настоящий момент этот рынок представлен репетиторами (Profi, Preply) и языковыми курсами (SkyEng, EnglishDom), и испытывает бурный рост.

Александр Борисов, Co-Founder, Chief Product Officer, CarCoin.ru, эксперт Executive.ru

ЖКХ

Дворник является прекрасным кандидатом-пользователем Uber-приложений. Их огромное количество в мегаполисах даст возможность создать здоровую конкуренцию при назначении исполнителя заказа по уборке определенного участка. Жители этой территории станут поставщиками рейтинга для него. Мы придем к обязательному объединению подобных Uber-проектов, особенно в области ЖКХ, в экосистему на базе блокчейна.

Михаил Кузнецов, эксперт Executive.ru

Курьерские услуги

Проще всего поддаются уберизации сферы деятельности, где исполнителем выступает один человек. Работа курьера отлично подходит под автоматизацию, что видно на практике. Уже есть масса мобильных приложений, с помощью которых можно заказать доставку чего угодно – ресторанной еды, продуктов из супермаркетов, одежды, товаров из онлайн-магазинов.

Александр Сапов, руководитель, GetTransfer.com

Продажа недвижимости

Посредники на рынке недвижимости существуют только потому, что сделка по купле-продаже является совокупностью действий, в которых весьма велик риск ошибки, а для физических лиц он просто непереносим. Поэтому огромное количество людей все еще хотят видеть кого-то, кто, называясь профессионалом рынка, будет находиться «на их стороне». ИИ вытеснит с рынка риелторов и других посредников. Их заменят платформы.

Павел Смирнов, директор по маркетингу, Apsis Globe, эксперт Executive.ru

Аренда недвижимости

Посредники на этом рынке – почти атавизм. Люди вполне могут найти помещение сами, договориться с собственником и решить все свои проблемы. И если на рынке коммерческой недвижимости агентские услуги будут еще востребованы какое-то время (слишком много факторов выбора помещения), то на рынке аренды жилья уберизация в ближайшее время станет значительной силой.

Алексей Васильев, руководитель маркетингового направления, Smart Success Group

Юридические услуги

За весь рынок переживать не стоит, но его часть, связанная с выполнением рутинных и повторяющихся задач, ждет серьезная трансформация. К примеру, речь идет о подаче обращений во властные органы и даже исков в арбитражные суды. В этих категориях дел стоит ожидать автоматизации и сопровождающего ее снижения стоимости услуг. Освобожденные от решения легко автоматизируемых задач специалисты займутся более сложными и неординарными вопросами.

Александр Сапов, руководитель, GetTransfer.com

Продажа билетов на шоу

Все больше билетов на мероприятия (спектакли, концерты) продается на собственных сайтах. Безусловно, используются «Яндекс.Билеты», «Кассир», но также появляются самописные системы продажи билетов. Таким образом, зрителям не нужно что-то искать на сайте-агрегаторе. Они зашли на сайт артиста и прямо там купили билеты. Без комиссии агрегатору.

Алексей Васильев, руководитель маркетингового направления, Smart Success Group

Доставка дронами

Взаимодействие между заказчиком и перевозчиком на основе IT-платформы позволяет всем участникам ускорить реакцию, сократить издержки на содержание персонала. Пока степень внедрения таких технологий остается низкой, этот вопрос решится в ближайшем десятилетии. Уже сейчас идут испытания беспилотных транспортных средств. Доверие к такому виду транспорта слишком низкое, но правильная работа по обеспечению безопасности и ликбез населения позволят разрушить этот барьер.

Владимир Сердюков, основатель и СЕО, Lima

Ремонт квартир

У нас было несколько клиентов, которые разрабатывали программное обеспечение для автоматизации ремонта. Клиент может выбрать типовой ремонт для типовой квартиры и через фиксированное время за фиксированную сумму получить готовый результат под ключ (в некоторых случаях даже с мебелью). Это полностью изменит рынок организации ремонта и сильно усложнит заработок прорабов и прочих «менеджеров» в этой сфере.

Алексей Васильев, руководитель маркетингового направления, Smart Success Group

Рекрутинг

Рынок рекрутинга будет далее развиваться на принципах уберизации. Но надо понимать, что этот рынок в первую очередь обслуживает крупные корпорации, в том числе с государственным управлением. И направление развития HR-рынка будут задавать они, а не середнячки и малыши.

Михаил Кузнецов, эксперт Executive.ru

Продажа контента

Платформы по распространению цифрового контента, типа Steam, Origin, iTunes – отличный пример изменившегося благодаря уберизации рынка. Классический пример, когда разработчик взаимодействует напрямую с потребителем с помощью платформы посредника. Именно эта история практически убила рынок розничной торговли цифровыми продуктами offline.

Алексей Васильев, руководитель маркетингового направления, Smart Success Group

Туризм

Турагентская деятельность и чуть позже туроперэйтинг – даже младенец уже может сам заказать гостиницу, удобный перелет, подать документы на визу. Пакетные туры будут жить до тех пор, пока не умрет поколение слабых пользователей интернета и не снизятся тарифы на авиаперелет до уровня цен в пакете услуг.

Юлия Белозерова, к.э.н доцент, заведующий кафедрой продюсерского мастерства, Институт кино и телевидения ГИТР

Госуслуги

В нашей стране, с ее многочисленными госслужбами с их раздутым аппаратом, уберизация может и должна проникнуть в святая святых. Например, в Пенсионный фонд, где инструктор мог бы обслуживать в своем районе пенсионеров на основании своих внешних и внутренних рейтингов. В госструктурах при внедрении уберизации любому участнику, даже работнику back-офиса, необходимо получить минимально возможный внутренний рейтинг, подтверждающий квалификацию.

Михаил Кузнецов, эксперт Executive.ru 

www.e-xecutive.ru

«Уберизация» экономики. Теория правильного «убера»Алексей Павлюц

Благодаря Владимиру Румянцеву я стал много думать на тему «уберизации» экономики. Тема очень обширная, стратегическая, и относится этот процесс к числу тех, что радикально меняют само лицо экономики, поведение субъектов и макро-параметры. Вот это и хотелось бы максимально сжато обобщить.

Итак, под «уберизацией» мы будем понимать влияние на сектора экономики сервисов, обеспечивающих координацию деятельности независимых агентов рынка, оптимизирующих взаимосвязи между ними. В данном случае «убер» — имя не собственное, а нарицательное, которое, подобно ксероксу, будет обозначать целый класс явлений.

Для глубокого понимания «как это бывает и куда ведет» я настоятельно рекомендую к просмотру видео лекции Владимира Румянцева. Оно длинное, но стоит того. Здесь же хочу сформулировать ключевые тезисы, важнейшие для понимания. Итак…

Кто такой «убер»?

«Убер» — это сервис на определенном рынке, координирующий деятельность независимых агентов в реальном масштабе времени, используя информационные и телекоммуникационные технологии, построенный на единых правилах, а так же на принципах добровольности участия и взаимной выгоды. В общем случае он обеспечивает максимально эффективную стыковку «потребность-возможность», получая за свои услуги вознаграждение, существенно меньшее, чем транзакционные издержки агентов на эту же стыковку другими способами. При этом сам «убер» является так же независимым агентом, «жадность» которого сдерживается, во-первых, требованием очевидной полезности участникам рынка, а во-вторых — отсутствием монополии на «убер-услуги».

В чем смысл «убера»?

Правильно приготовленный «убер» в первую очередь снижает транзакционные издержки своих клиентов через:

  1. Непрерывную оптимизацию экономических связей и цепочек добавленной стоимости в реальном времени.
  2. Исключение непроизводительных, «арбитражных» звеньев, не создающих реальной ценности для рынка.
  3. «Концентрацию целевой функции», т.е. распространения единого подхода на всех участников «убер-сервиса».
  4. Автоматизацию всего перечисленного выше, исключения человека из процесса.

Что делает «убер»?

Ключевое, что делает хороший, годный «убер» — он забирает на себя часть бизнес-функций своих клиентов, форматирует их единообразным, для всех своих клиентов одинаковым способом и определяет «правила игры», балансирующие интересы независимых агентов рынка.

Например, тот «убер», который Uber, или, более понятный пример — Яндекс.Такси  забирает на себя бизнес-функции:

  1. Поиск клиента, предоставление ему информации
  2. Определение стоимости и достижение договоренности о сделке
  3. Управление исполнением сделки и коммуникациями в ходе исполнения
  4. Контроль качества исполнения
  5. Расчеты между сторонами

Замечу, что это терминальный случай «уберизации рынка», когда «убер» забирает на себя фактически все ключевые и общие для этого рынка бизнес-процессы, причем увязывает их воедино. «Просто добавь машин». Но и рынок здесь структурно прост, оперирует небольшим количеством параметров услуги и вообще — довольно примитивен. В более сложных случаях «убер» скорее забирает на себя одну конкретную бизнес-функцию без особого разделения на отдельные рынки, но ее забирает от начала и до конца.

Keynote: не просто «предоставляет информацию участникам», а именно единообразно форматирует и эффективно исполняет определенную часть бизнес-функций! При этом выполняя эту функцию полностью, т.е. если продажа — то от представления товара клиенту через сделку до получения от клиента отзыва о качестве.

Чем выгоден «убер» рынку?

Снижением транзакционных издержек. Взятые на себя процессы он выполняет существенно более эффективно, чем сам агент, в каждом экземпляре процесса обеспечивая результат если не оптимальный, то заведомо лучший по соотношению результат/усилия, с дополнительным уменьшением рисков.

На примерах: клиенту удобнее и быстрее вызвать такси через сервис, чем обзвонить 10 диспетчерских и сравнить цены. При этом он может быть уверен, что стоимость получится не выше средней по рынку, качество будет приемлемым, а если что не так — исполнитель понесет ответственность. Аналогично, владельцу машин выгоднее получать поток заказов и платить комиссию по факту получения оплаты, чем содержать свою структуру, которая будет эти заказы искать.

Keynote: «убер» должен выполнять целевую бизнес-функцию более эффективно, чем сам ее владелец или другой «убер»

 Где есть место для «убера»?

Там, где взаимодействует большое количество агентов, и существуют попарно стыкуемые бизнес-функции, либо в достаточной степени унифицированные и принятые обществом подходы и алгоритмы действий.

Очевидно что это, конечно, «купить-продать», ибо суть экономических отношений субъектов сводится именно к этому.  А вот выделить предметную область «купить-продать» и отформатировать ее единообразно — вот в этом и состоит искусство «уберостроения».

Кроме того, необходимо, чтобы любой отдельно взятый товар или услуга обязательно производился и потреблялся сравнительно большим числом агентов либо мог быть легко замещен.

Keynote: Наиболее быстро «уберизируеются» широкие рынки с устоявшейся понятийной системой, легко каталогизируемым (в идеале — и тарифицируемым) набором товаров/услуг, обладающих конечным набором параметров, но при этом со значительным количеством агентов. Плохо «уберизируются» рынки с «размытыми» определениями товаров и услуг и особенно рынки с сильной зависимость стоимости от некаталогизируемых параметров товара/услуги.

Где нет места для «убера»?

Там, где:

  1. Число действующих агентов невелико, и исчисляется не тысячами, а сотнями или, еще хуже, единицами. Там просто все всех знают.
  2. Свойства товара/услуги/предмета взаимодействия не могут быть четко описаны и формализованы или товары уникальны. Рынок искусства, например. Или стволы для танков.
  3. Там, где сделки имеют уникальный, штучный характер с крайне высокой сложностью предмета сделки.

keynote: «убер» — для массовых рынков с тысячами и миллионами участников, уникальные товары, узкие ниши и специфичные рынки — не для него. Хотя компании, работающие на этих рынках тоже извлекут из «убера» пользу в какой-то другой части своей деятельности.

Что нужно «уберу» для успеха в трансформации рынка?

Полагаю, что нужно следующее:

  1. Возможность определить разумные «правила исполнения бизнес-функции», которые устроят большинство участников рынка, а идеально — и тарифы;
  2. Возможность в достаточной степени структурировать предмет взаимодействия агентов;
  3. Достаточное количество активных агентов, обеспечивающих высокую ликвидность для каждого агента в отдельности.

Keynote: «полезность убера» нелинейно растет от числа участников при условии баланса участников по ролям. Условием успеха является вменяемость общих правил «убера».

Как влияет «уберизация» на размер бизнеса?

Способствует его дроблению и углублению разделения труда. «Вертикальная интеграция» имеет основной целью как раз снижение транзакционных издержек и рисков, связанных с обеспечением технологических цепочек. Неразвитые рынки, высокая вероятность не получить нужные части, товары или услуги — являются основным драйвером. Правильно приготовленный «убер» обеспечивает меньшие транзакционные издержки и меньшие риски в цепочках снабжения, чем «натуральное хозяйство», и на порядок большую масштабируемость поставок.

На примере: если у тебя в любой момент времени «на кончиках пальцев» десятки производителей гаек с их складскими запасами, выровненной рынком «справедливой» ценой, и весьма низкой вероятностью не выполнить заключенную сделку, то свой собственный гайконарезной завод становится бессмысленным. Либо ты его включаешь в «убер» и он работает как независимое звено на рынке со всеми потребителями гаек, либо ты неэффективен, и твоя итоговая продукция — не оптимальна по себестоимости. И кстати, гайконарезной станок то стоит, то в три смены молотит.

К тому же «уберу» не принципиально — работать с тысячей агентов, проводящих по сто сделок в день или со ста тысячами агентов, проводящих по одной сделке. Это технология, она очень дешево масштабируется.

Keynote: С точки зрения бизнес-функции «убер» обеспечивает эффективность взаимодействия независимых субъектов, существенно превышающую эффективность взаимодействия вертикально-интегрированных структур, меньшие транзакционные издержки и риски, в силу чего усиливает специализацию субъектов, углубляет разделение труда и выделение рынков. Количество агентов не играет роли, «убер» легко масштабируется. Стратегически, «уберизация» ведет к разрушению вертикально-интегрированных структур.

Как влияет «уберизация» на цену и конкуренцию?

Выравнивает цену по балансу спроса и предложения с учетом таких факторов, как репутация и история агентов, «подпор» себестоимостью и предельной ценой, которую готов платить покупатель, и т.д. Таким образом, успешный «убер» формирует справедливую рыночную цену.

Создавая эту цену, он существенно увеличивает роль внутренней эффективности в достижении успеха в «жестко уберизированном» секторе, т.е. необходимо оптимально выполнить основную функцию — решить что произвести и произвести товар/услугу.

С другой стороны, конкуренция частично уходит в плоскость создания новых продуктов, репутацию производителя. Безупречная репутация позволяет продавать чуть дороже, новый продукт — позволяет ненадолго сместить баланс рынка в свою пользу.

Keynote: «правильный убер» выравнивает цену, снижая «случайные», нерыночные, манипуляционные и коррупционные доходы производителей, выравнивая таким образом возможности. Точка, определяющая эффективность агента «убер-экономики» смещается от эффективных продаж к эффективному производству товаров/услуг. Распределение объемов рынка в большей степени зависит от репутации и эффективности производства. Неэффективные — умирают. Эффективные и порядочные — развиваются.

Как «убер» способствует созданию новых бизнесов?

Он одновременно стимулирует небольшой и сфокусированный бизнес и снижает стоимость «входного билета», поскольку совершенно бесплатно предоставляет готовые ключевые бизнес-функции — продажи и снабжение. Ты хочешь производить гайки? Текущий уровень цен — вот он, себестоимость считай сам, комиссия «убера» известна. Объемы рынка в сравнении с твоими планами — огромны. Выгодно? Регистрируйся и начинай продавать. Сразу, сегодня.

Keynote: «Убер» облегчает создание новых бизнесов путем предоставления им «за так» очень эффективных ключевых бизнес-функций  с одной стороны и «дробления» бизнеса с другой.

Какие перспективы влечет за собой «уберизация»?

«Убер» накапливает в себе колоссальные объемы данных о целевом для себя рынке, при этом накопление носит не административно-принудительный характер госстатистики, а характер объективный и естественный. Так, Uber или Яндекс.Такси «знает» о рынке такси на порядок больше любых экспертов, организаций или отраслевых ассоциаций, если только правильно распорядится накопленными данными. Вот она, BigData!

Правильное распоряжение этими данными, превращение их именно в информацию дает результат беспрецедентной ценности, как минимум:

  1. Динамика рынков в зависимости от.  В разрезе дня-месяца-погоды-количества облаков на небе, положения звезд, да чего угодно. Это дает возможность «убер-клиентам» дополнительно оптимизировать свой бизнес.
  2. Рыночные дисбалансы и ниши. То, о чем отдельный производитель может только догадываться, а аналитические организации — предполагать, «убер» просто знает.
  3. В секторе B2C «убер» может формировать инструменты анализа рынка, потребительского поведения и предпочтений такой эффективности, что ни одно маркетинговое агентство даже рядом не стояло.

Keynote: на определенной фазе зрелости «убер» начинает работать на развитие рынка в целом за счет превращения накопленных данных в знания. Полученные знания позволяют «убер-клиентам» дополнительно оптимизировать свой бизнес, а инвесторам — снижают риски инвестиций в предприятия сектора.

«Убер» плюс ИТ-системы бизнеса = ?

Как я уже писал, хороший «убер» структурирует рынок, обеспечивает «честную цену» и задает единые «правила игры». А кроме того — высокую ликвидность. Т.е. выполняемая им функция сама по себе уже имеет крайне высокую степень автоматизации и внутреннюю логику. Следующий шаг — интеграция управляющих и отчетных ИТ-систем предприятия на основе открытых API и правил бизнес-логики позволяет выстраивать полностью автоматические процессы производственного планирования от фактических продаж в режиме pull. Мanufacturing on demand и прочий леан с канбаном здесь появляются как бы из ниоткуда, благодаря свойствам самого «убера».

Это значит, что продажи через «убер» могут автоматически формировать производственный план в системе планирования, которая формирует потребность в материалах и комплектующих, которые опять же через «убер», возможно — другой, автоматом уходят в «закупку», и появляются в нужном количестве, в нужное время и по оптимальной цене. И на следующем «плече» этот процесс повторится для следующего агента, и так циклично до тех пор, пока не «соберется» вся производственная цепочка. Без участия человека, с автоматической оптимизацией на каждом шаге, которой можно доверять. А все связанные с этим транзакции сами лягут в учетную систему.

Keynote: тотальная «уберизация» экономики — означает кратный рост эффективности производственных цепочек, их непрерывную оптимизация и исключение из них человека как фактора. А так же переход от частных решений «где купить» и «почем продать» к общим решениям типа «ценовая политика» и «стратегия расширения бизнеса». Число участников цепочки перестает иметь значение. Фокус внимания смещается с эффективности взаимодействия на эффективность производства.

Ограничивается ли «уберизация» одним конкретным сектором?

Нет, не ограничивается. Во-первых, «уберизация» как концепция работает в почти любом секторе экономики, за редким исключением. Во-вторых, успешная «уберизация» одного сектора перемещает «узкое звено», мешающее развитию рынка в другой сектор и индуцирует там тот же процесс «уберизации».

Так, например, развитие в Китае розничных «мега-уберов» — taobao.com и aliexpress.com обозначило проблему: логистика розничных заказов, которые миллионы независимых продавцов отправляют миллиардам покупателей. Ответом стала «уберизация» логистики — Cainiao.com, который на единых принципах агрегирует более 3 тыс. организаций, занимающихся транспортом и доставкой, от самых крупных мировых сетей до небольших частных компаний. В итоге это дало систему, в которой скоординированным образом участвует более 1,7 млн. сотрудников, более 400 тыс. машин. В «день холостяка» 11.11.2015 сервис обработал ориентировочно 500 млн (!!!) заказов на доставку.

Кроме того, взаимодействие «уберизированных секторов» еще более снижает транзакционные издержки за счет интеграции «уберов» этих секторов, включения поддерживаемых одним «убером» процессов в процессы другого через взаимодействие информационных систем, API  и т.д.

keynote: прогресс «уберизации» одного сектора тянет за собой потребность в «уберизации» другого. Взаимодействие двух «уберов» легко автоматизируется и влечет значительный кумулятивный эффект, усиливающий обоих. Хороший «убер» всегда готов встретить брата по разуму из примыкающего сегмента, а то и создать его.

Масштабируется ли «убер» и куда?

Не просто масштабируется, а отлично масштабируется. Поскольку хороший убер строится исходя из принципа «20% усилий обеспечивают 80% результата», затрагивает самые распространенные процессы и в целом больше апеллирует к человеческим свойствам и объективным законам экономики, то он легко перешагивает границы с минимальными издержками, распространяет свое влияние на смежные рынки или использует на других вроде бы рынках те же подходы. Через Gett.com можно заказать не только такси, но и суши. Алиэкспресс начал работать в России и целится в Индию, Пакистан, США и далее — везде.

Серьезных ограничений для правильного «убера» всего два: предел рынка и другой «убер».

keynote: успешный «убер» неизбежно упрется в «потолок рынка» и обречен на расширение, географическое, в другие ниши, в смежные сервисы.

Что не является «убером», хотя вроде бы похож?

Многие проекты, претендующие на роль «убера» на самом деле таковыми не являются в первую очередь потому, что вместо качественного выполнения бизнес-функции они предлагают пусть даже качественное, но выполнение малой части этой бизнес-функции, потому описанные выше эффекты трансформации рынка не достигаются или очень ограничены. Так, например, не являются «уберами»:

  • Тематические доски объявлений. Они дают незначительную оптимизацию взаимодействия как очень малую часть бизнес-функций продажи-закупки.
  • Маркетплейсы типа Яндекс.Маркет. Это по сути агрегатор витрин интернет-магазинов, та же самая «доска объявлений», чуть более структурированная.
  • B2B порталы широкого профиля. Если разобраться, большинство из них ничем не отличается от «досок объявлений».
  • Торговые площадки в том виде, в каком мы их видим в России. Проблема с ними в том, что они ориентированы на результат в виде заключения контракта в соответствии с формальной процедурой, а не на оптимизацию бизнес-функций участников.

keynote: не все то «убер», где есть покупатель и продавец в одном месте. «Убер» то, что обеспечивает эффективное взаимодействие бизнесов/клиентов, а не их сотрудников и ведет транзакции от начала и до конца с минимальным вмешательством человека.

Может ли государство создать «убер»?

Маловероятно. Оно может помочь, как в Китае, смотрите лекцию на видео. Или как минимум — не мешать. Успешный «убер» зарабатывает на успешных транзакциях своих клиентов и в силу этого максимально ориентирован на рост числа и объема этих транзакций. Государство (любое!!!) не любит и не умеет такие вещи делать, зато имеет склонность к регулированию и принуждению, ибо по самой сути своей оно и есть элемент принуждения. Кроме того, государство не приемлет конкуренции с собой, хороший «убер» же должен расти под давлением конкурентов.

Максимум, что может разумно сделать государство — это стимулировать и поддерживать такого рода проекты, использовать по максимуму накопленные ими знания для управления отраслями и не мешать.

Keynote: государство как «уберизатор» в лучшем случае — неэффективно, в худшем — вредно ввиду принципиально разной мотивации и как сущности, и конкретных исполнителей.

Можно ли сесть и придумать «убер» для конкретного сегмента?

Можно. И даже нужно. Результат не гарантирован, но вероятность положительного результата существенно выше, чем вероятность набрести на «убер-идею» случайно.

Что для этого нужно сделать? Видится следующее:

  1.  Определить рынок, область, сегмент. Ибо нельзя думать обо всем сразу.
  2. Определить набор «встречных функций». Чаще всего — купить-продать, но тут надо четко сформулировать  — а кто кому что продает? Фактически, это и есть более четкое определение рынка, сегмента или области. Реже — «какую информацию концентрируем, откуда ее берем и кому она нужна».
  3. Выделить ключевые роли относительно этих функций и понять их интересы. Чего они хотят в этой функции, что является критерием оптимального ее выполнения? Как «убер» может добавить ценности и более полно соответствовать интересам ролей.
  4. По мере проработки п. 2 и 3 области могут «плыть». Может оказаться целесообразным включить еще какую-то смежную область в рассмотрение, а может — напротив, уменьшить зону. Это нормально.
  5. Понять принципы «стыковки» функций. Критерии «оптимальной сделки».
  6. Сформулировать «убер-услугу» по отношению к ролям, ибо для разных ролей она — разная. И ту ценность, которую она несет. Этот пункт — уже успех.
  7. Посмотреть в рынок, прикинуть как ваш «убер» может его преобразовать, какова модель монетизации, на сколько велика необходимая «критическая масса» убер-клиентов. Проще говоря — где деньги и есть ли они тут вообще?
  8. Взять денег, людей, потратить пару лет жизни и, если все сделаете правильно, будет вам собственный «убер»!

Естественно, прохождение по этому пути требует определенного склада мышления и аналитических способностей, так что если что — зовите, я приду. Услуга платная.

И в заключение

«Уберизация» — это тот самый процесс проникновения информационных технологий на все рынки, который должен в корне изменить систему экономических отношений, планирования, производства и потребления. Это не просто локальный тренд, это мегатренд, магистральное направление, стратегическая перспектива.

Концепция повышения эффективности за счет автоматизации внутренних процессов свое уже отыграла, там больше нет существенных резервов для роста. Концепция peer-to-peer взаимодействия информационных систем предприятий без участия человека — не взлетела вовсе, ибо в отрыве от всего рынка таковое взаимодействие особой ценности не несет.

Глядя на то, что происходит в Китае (еще раз отсылаю к видео лекции!), нельзя не заметить, что «уберизация» не просто «взлетела». Она несется на всех парах, катком раскатывая тех, кто еще не понял в чем тут суть. Будь в системе или умри! При этом эта система совершенно добровольная, абсолютно рыночная и беспрецедентно открытая.

Мы если еще не на пороге, то стремительно приближаемся к эпохе сперва локальных, а затем и мирового госплана, который сформируется, удивительным образом, сам, без участия государства. Без насилия, регламентов, без чиновников.

Остановить это нельзя, это можно только оседлать и возглавить. И ближайшие минимум лет десять «убер-проекты» будут самым интересным направлением. Хотя бы потому, что по полпроцента с миллиарда успешных сделок — это сильно больше, чем 100% с одной неуспешной.

Продолжение:

Эта статья и изложенные в ней идеи являются основной для книги, которая пишется прямо сейчас. Присоединяйтесь к ее спонсорам или критикам!

pavlyuts.ru

Уберизация Википедия

Уберизация или юберизация — замена посредников (людей или организаций) цифровыми платформами[1]. Термин произошёл от названия компании Uber. Компания разработала мобильное приложение, которое позволяет потребителям подавать запросы на поездки, которые затем переадресуются водителям компании, использующим свои личные автомобили[2][3]. Термин «уберизация» относят к использованию компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций. Модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом[4][5][1].

История[ | ]

Уберизация стала возможной благодаря расцвету цифровых технологий, заложенных в XX веке и получивших дальнейшее развитие в XXI веке. Такие компании как Uber, GrabCar и сервис Airbnb позволяют потенциальным клиентам устанавливать непосредственный контакт с потенциальными поставщиками услуг. Феномен уберизации характеризуется устранением или квази-устранением посредников.[1]

Уберизованные бизнес-форматы имеют следующие признаки:[6]

  • Использование цифровой платформы, позволяющей совершать пиринговые или квази-пиринговые транзакции.
  • Минимизация числа звеньев между поставщиком и заказчиком услуг.
  • Использование рейтинговой системы оценки качества услуг, предоставляемой провайдером.

Распространенность[ | ]

Уберизация проникла пока в ограниченное, но непрерывно растущее число отраслей. Например, появление сервиса Airbnb кардинально изменило гостиничную индустрию, которая в одном только Нью-Йорке оценивается более чем в 2,1 миллиарда долларов[7]. В то время, как уберизация подвергается критике как потенциальный источник хаоса и, соответственно, возможная причина подрыва существующей корпоративной модели в гостиничном и транспортном бизнесе, компании, действующие в таких отраслях, как маркетинг, могут использовать данный феномен для сокращения расходов и начать предоставлять клиентам более специализированные услуги[4].

Существует мнение, что уберизация в некоторых отраслях экономики является частью более общего класса экономических явлений, объединяемых понятиями платформенная экономика и экономика доступа[8] .

Примеры[ | ]

Среди ярких примеров и проявлений уберизации можно назвать:

  • В транспортной отрасли (вытесняя такие сети такси, как Comfort Delgro[9] и международные эквиваленты):
    • Uber (компания, давшая название всему явлению)
    • Gett
    • Grab[10]

ru-wiki.ru

Уберизация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Уберизация или юберизация — замена посредников (людей или организаций) цифровыми платформами[1]. Термин произошёл от названия компании Uber. Компания разработала мобильное приложение, которое позволяет потребителям подавать запросы на поездки, которые затем переадресуются водителям компании, использующим свои личные автомобили[2][3]. Термин «уберизация» относят к использованию компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций. Модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом[4][5][1].

История

Уберизация стала возможной благодаря расцвету цифровых технологий, заложенных в XX веке и получивших дальнейшее развитие в XXI веке. Такие компании как Uber, GrabCar и сервис Airbnb позволяют потенциальным клиентам устанавливать непосредственный контакт с потенциальными поставщиками услуг. Феномен уберизации характеризуется устранением или квази-устранением посредников.[1]

Уберизованные бизнес-форматы имеют следующие признаки:[6]

  • Использование цифровой платформы, позволяющей совершать пиринговые или квази-пиринговые транзакции.
  • Минимизация числа звеньев между поставщиком и заказчиком услуг.
  • Использование рейтинговой системы оценки качества услуг, предоставляемой провайдером.

Распространенность

Уберизация проникла пока в ограниченное, но непрерывно растущее число отраслей. Например, появление сервиса Airbnb кардинально изменило гостиничную индустрию, которая в одном только Нью-Йорке оценивается более чем в 2,1 миллиарда долларов[7]. В то время, как уберизация подвергается критике как потенциальный источник хаоса и, соответственно, возможная причина подрыва существующей корпоративной модели в гостиничном и транспортном бизнесе, компании, действующие в таких отраслях, как маркетинг, могут использовать данный феномен для сокращения расходов и начать предоставлять клиентам более специализированные услуги[4].

Существует мнение, что уберизация в некоторых отраслях экономики является частью более общего класса экономических явлений, объединяемых понятиями платформенная экономика и экономика доступа[8] .

Примеры

Среди ярких примеров и проявлений уберизации можно назвать:

  • В транспортной отрасли (вытесняя такие сети такси, как Comfort Delgro[9] и международные эквиваленты):
  • В гостиничной индустрии (конкуренция с традиционным отелями и сдачей жилья в частном секторе)

Критика

Уберизацию часто критикуют за то, что она способствует упадку трудоёмких производств, что, в свою очередь, приведёт к сокращению рабочих мест[13][14].

Уберизация также вызывает обеспокоенность государственных регуляторов и органов налогообложения, поскольку оформление принципов совместного потребления в виде конкретных приложений приводит к спорам по поводу того, каким образом поставщика услуг, использующего в своей работе уберизированную платформу, можно, при ненадлежащем качестве услуг, привлечь к ответственности, и как отслеживать исполнение им налоговых обязательств[15].

В последнее время в ряде стран прошли массовые забастовки работников уберизованных сервисов, в результате в ряде стран приняты законы о гарантированной оплате труда, больничных и отпускных этой категории работников.[16]

Кроме того, в отдельных сферах предоставления услуг такого типа возникают затруднения с правовым регулированием возникающих споров. Так, например, те договоры, которые заключают потребители и арендодатели через Airbnb представляются пока что сложными для их классификации в случае возникновения судебного разбирательства, так как в них присутствуют как признаки сдачи жильё под аренду, так и предоставления гостиничных услуг. [17]

Примечания

Литература

  • Алекс Моазед, Николас Джонсон. Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели = Alex Moazed. Modern Monopolies: What It Takes to Dominate the 21st Century Economy. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — ISBN 978-5-9614-1245-1.

Ссылки

wiki.monavista.ru

Короче: уберизация экономики — СИБ.ФМ

Uber, Gett, Яндекс.Такси, Airbnb, Alibaba — вот это вот всё

Одним из главных трендов 2016 года стала уберизация. Под «уберизацией» мы будем понимать влияние на сектора экономики сервисов, обеспечивающих координацию деятельности независимых агентов рынка, оптимизирующих взаимосвязи между ними. В данном случае «убер» — имя не собственное, а нарицательное, которое, подобно ксероксу, будет обозначать целый класс явлений.

Что такое уберизация?

Этот термин произошёл от названия американской компании Uber, которая разработала мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси. Приложение так и называется, Uber, и с его помощью пользователи создают запросы на поездки, которые затем напрямую переадресуются водителям, зарегистрированным в системе.

Короче, термин «уберизация» означает внедрение компьютерных интерфейсов для проведения прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг, в обход посредников.

А давайте примеры убер-компаний?

Окей. Помимо самой компании Uber, давшей в 2009 году название всему явлению и обслуживающей ныне более 500 городов мира, можно, пожалуй, назвать ещё двух главных иностранных убер-гигантов в сфере перевозок. Во-первых, это израильский сервис Gett, открывшийся в 2010 году и работающий в более чем в 50 крупных городах по всему миру. Ну и во-вторых, компания Lyft, которая работает с 2012 года и обслуживает более 200 городов в США.

А в России работает а-ля убер-сервис «Яндекс.Такси» — он стал доступен с октября 2011 года. Он интегрирован с другими продуктами и сервисами компании «Яндекс»: водители из таксопарков, с которыми сотрудничает «Яндекс.Такси», работают по «Яндекс.Картам», а клиенты могут расплачиваться за поездки с помощью «Яндекс.Денег».

Так уберизация — это только про такси?

Нет, уберизация — глобальное явление, проникающие во все сферы бизнеса.

Так, убер-гигант гостиничной индустрии, компания Airbnb, была создана в Сан-Франциско в 2008 году (заметьте, даже раньше Uber, но «эйрбиэнбизация» — не звучит). Это онлайн-сервис для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру, который работает в более чем 34 тысячах городов из 191 страны по всему миру.

В сфере интернет-коммерции работает китайская Alibaba Group, основанная в 1999 году в Ханчжоу. Она владеет порталом Alibaba.com, где различные компании проводят свои торговые операции по схеме B2B. В 2012 году объём продаж на порталах группы Alibaba составил 1,1 трлн юаней (170 млрд долларов).

Но это всё мастодонты. А вообще убером является любой сайт, напрямую соединяющий клиента и исполнителя с помощью специального убер-интерфейса, будь то сервис по поиску репетиторов, нянь, музыкантов, поваров или даже врачей.

Стоп, что за «убер-интерфейс»? Как эта штука работает?

Убер-интерфейс хорош тем, что забирает на себя значительную часть функций посредника между клиентом и исполнителем.

Во-первых, он ищет клиента и предоставляет ему информацию о продукте. Во-вторых, он помогает договориться о сделке. В-третьих, он предоставляет обеим сторонам контроль за сделкой в ходе её исполнения. И, наконец, в четвёртых, он обеспечивает расчёты между клиентом и исполнителем.

И что круто, весь этот процесс стандартизирован с помощью интерфейса — прост, прозрачен и единообразен для каждого клиента и исполнителя. Другими словами, убер — это чёткие правила игры. И да, в этом его отличие от простой доски объявлений. Убер выполняет все вышеперечисленные функции по единым правилам, известным всем игрокам.

Что хорошего в уберизации?

Она значительно снижает издержки — и для клиента, и для исполнителя. Убер-интерфейс выполняет все взятые на себя процессы более эффективно, чем посредник, которого он замещает. При этом — и дешевле, и безопаснее.

Докажите!

Хорошо, возьмём пример с такси. Согласитесь, что исполнителю-владельцу машин выгоднее получать поток заказов, идущий через убер-сервис, и платить ему комиссию, чем содержать свою структуру, которая будет эти заказы искать, верно? А клиенту-заказчику такси удобнее и быстрее вызвать такси через убер-сервис, чем обзвонить десять диспетчерских и самому найти оптимальный вариант.

Звучит логично, но всегда есть подводные камни…

Они действительно есть. Например, законодательству очень трудно регулировать деятельность убер-сервисов, которые, парадоксально, но не являются поставщиками услуг, доступ к которым предоставляют их платформы. Так — Uber в своём пользовательском соглашении отрицает, что он перевозчик, а Airbnb — что гостиничный сервис. Поэтому они не несут ответственности за продукт, получаемый клиентом с помощью их интерфейса. По сути дела, клиенты пользуются им на свой страх и риск, ведь законодательно реализовать претензию к убер-компании очень сложно: это показывает практика судов не только в России, но и по всему миру.

Кстати о качестве — клиенту есть за что опасаться?

Вообще, качество услуг — главная болевая точка уберизации. Все убер-компании понимают это и пытаются создавать те или иные фильтры, защищающие пользователей от плохих поставщиков услуг — чаще всего это системы отзывов и оценок. Но это опять же проблема — насколько онлайн-рейтинги вообще способны заменить государственное и профессиональное регулирование? Скептики отмечают, что число хороших игроков на рынке всегда фиксированно, а увеличивая путем уберизации объем предложения услуг, мы получаем лишь всё больше и больше некачественных продуктов.

Какие ещё проблемы есть у уберов?

Другая проблема уберизации связана с её влиянием на количество рабочих мест. Критики уберизации указывают на то, что, устраняя посредников, она способствует проблеме безработицы. В случае с Uber — появление этого игрока на рынке перевозок лишает занятости всех сотрудников компаний-диспетчеров. Однако противники такой точки зрения считают, что происходит не сокращение, а перераспределение занятой рабочей силы на рынке. Так, по их мнению, Uber способствует росту объема перевозок, рынок разрастается — а значит появляются новые рабочие места, ведь нужно всё больше водителей для того, чтобы этот разросшийся рынок обслуживать.

А может ли государство как-то влиять на всю эту уберизацию?

Тут мнения специалистов делятся.

Согласно одной точке зрения, государство должно адаптироваться к уберизации — процессу, порождаемому обществом и развитием технологий — и начать правильно ей управлять. Именно государство должно решить проблемы порождаемые уберизацией — законодательную уязвимость клиентов, низкое качество услуг, негативное влияние на рынок рабочей силы. Оно же должно наладить систему стимулирования, контроля и поддержания убер-проектов, а также использовать big data, накопленные различными уберами, в формировании собственного политического курса, делая его таким образом более адекватным запросам общества.

А другая точка зрения на роль государства?

Сторонники другой концепции доказывают, что в уберизации места государству вообще нет, более того, она — начало конца всех государств. Уберизация создаст новую мировую экономическую систему — совершенно добровольную, абсолютно рыночную и открытую. Она породит сначала локальные, а затем и мировые системы госплана, который будет формироваться сам, без участия государства — без насилия, без чиновников. Утопия. Согласно этой концепции, государство — лишь один из посредников, которых убер так хорошо умеет заменять.

Короче, уберизация — это всерьез и надолго?

Короче, да. Уберизация экономики — это тренд, который кардинально и навсегда изменит систему экономических связей, производства и потребления, какой она сложилась в XX веке.

sib.fm

Уберизация — WiKi

Уберизация или юберизация — термин, производный от названия компании Uber. Компания разработала мобильное приложение, которое позволяет потребителям подавать запросы на поездки, которые затем переадресуются водителям компании, использующим свои личные автомобили[1][2]. Термин «уберизация» относят к использованию компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций. Модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом[3][4][5].

История

Уберизация стала возможной благодаря расцвету цифровых технологий, заложенных в XX веке и получивших дальнейшее развитие в XXI веке. Такие компании как Uber, GrabCar и сервис Airbnb позволяют потенциальным клиентам устанавливать непосредственный контакт с потенциальными поставщиками услуг. Феномен уберизации характеризуется устранением или квази-устранением посредников.[5]

Уберизованные бизнес-форматы имеют следующие признаки:[6]

  • Использование цифровой платформы, позволяющей совершать пиринговые или квази-пиринговые транзакции.
  • Минимизация числа звеньев между поставщиком и заказчиком услуг.
  • Использование рейтинговой системы оценки качества услуг, предоставляемой провайдером.

Распространенность

Уберизация проникла пока в ограниченное, но непрерывно растущее число отраслей. Например, появление сервиса Airbnb кардинально изменило гостиничную индустрию, которая в одном только Нью-Йорке оценивается более чем в 2,1 миллиарда долларов[7]. В то время, как уберизация подвергается критике как потенциальный источник хаоса и, соответственно, возможная причина подрыва существующей корпоративной модели в гостиничном и транспортном бизнесе, компании, действующие в таких отраслях, как маркетинг, могут использовать данный феномен для сокращения расходов и начать предоставлять клиентам более специализированные услуги[3].

Существует мнение, что уберизация в некоторых отраслях экономики является частью более общего класса экономических явлений, объединяемых понятиями платформенная экономика и экономика доступа[8] .

Примеры

Среди ярких примеров и проявлений уберизации можно назвать:

  • В транспортной отрасли (вытесняя такие сети такси, как Comfort Delgro[9] и международные эквиваленты):
  • В гостиничной индустрии гостеприимства (конкуренция с традиционным отелями и сдачей жилья в частном секторе)

Критика

Уберизацию часто критикуют за то, что она способствует упадку трудоёмких производств, что, в свою очередь, приведёт к сокращению рабочих мест[13][14].

Уберизация также вызывает обеспокоенность государственных регуляторов и органов налогообложения, поскольку оформление принципов совместного потребления в виде конкретных приложений приводит к спорам по поводу того, каким образом поставщика услуг, использующего в своей работе уберизированную платформу, можно, при ненадлежащем качестве услуг, привлечь к ответственности, и как отслеживать исполнение им налоговых обязательств[15].

В последнее время в ряде стран прошли массовые забастовки работников уберизованных сервисов, в результате в ряде стран приняты законы о гарантированной оплате труда, больничных и отпускных этой категории работников.[16]

Примечания

Литература

  • Алекс Моазед, Николас Джонсон. Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели = Alex Moazed. Modern Monopolies: What It Takes to Dominate the 21st Century Economy. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — ISBN 978-5-9614-1245-1.

Ссылки

ru-wiki.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о