Знания какие могут быть: Какими бывают ЗНАНИЯ — Карта слов и выражений русского языка

Знания — Психология человека

Знание есть сила, сила есть знание.
Фрэнсис Бэкон

О том, что знания – это сила, слышали и знают многие. Однако далеко не все люди прилагают достаточно усилий для того, чтобы теми или иными полезными для них знаниями обзавестись. Поэтому, я считаю, что следует рассмотреть эту тему более подробно, чтобы каждый из вас, уважаемые читатели, четко понимал, в чем именно заключается великая сила знаний и что нужно делать, чтобы эту силу обрести. С одной стороны, вроде бы понятно, что нужно учиться, получать знания всеми доступными методами, чтобы многое знать и, следовательно, многое уметь. Но с другой стороны, о том, какие именно знания необходимо получать и каким образом это лучше делать, и главное, как их потом использовать в своей жизни, не всегда и не всем понятно. Поэтому с этим моментом определенно нужно как следует разобраться. И мы с вами это сделаем. Мы подробно рассмотрим данную тему и узнаем о знаниях все, что о них нужно знать.

Что такое знания?

Знания – это информация, которая, во-первых, проверена практикой, а во-вторых, – и это самое главное, – дает человеку наиболее полную картину реальности. В этом принципиальное отличие знаний от обычной информации, которая позволяет нам иметь лишь частичное представление о тех или иных вещах. Знания еще можно сравнить с инструкцией к чему-либо, а информацию с обычными советами. Те знания, которыми человек обладает, очень хорошо отложились в его памяти, благодаря тому, что он их неоднократно применял в своей жизни, закрепляя эти знания на практике и подтверждая их истинность своим собственным опытом. Со временем знания становятся бессознательным навыком.

Виды знаний

Знания бывают разными. Например, есть поверхностные знания, а есть глубинные. Поверхностные знания – это такие знания, которые основаны на видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в определенной предметной области. Для поверхностных знаний достаточно хорошей памяти – прочитал, услышал, увидел и запомнил полученную информацию, не думая о том, почему она именно такая, а не другая. И вроде бы как что-то знаешь. Поверхностные знания часто основаны на двух, максимум трех звеньях причинно-следственной цепи. Модель рассуждений человека, обладающего поверхностными знаниями, будет достаточно простой. Она обычно имеет такой вид: «Если [условие], то [действие]». Более сложные мыслительные конструкции в этой схеме, как вы понимаете, невозможны.

Совсем другое дело, глубинные знания, в них уже используется более сложная структура размышлений и рассуждений. Глубинные знания представляют собой абстракции, сложные схемы и глубокие аналогии, которые отображают структуру и процессы в предметной области. Глубинные знания опираются не только на память, но и на мышление. Причем они не сводятся лишь к построению и анализу причинно-следственных цепочек, а представляют собой сложную паутину размышлений/рассуждений, в которой множество фактов и процессов взаимосвязаны между собой. В этом случае какая-то одна причина может иметь несколько следствий, а одно конкретное следствие может вытекать из разных причин. Глубинные знания отражают целостную структуру и природу существующих процессов и отношений, которые протекают в предметной области. Эти знания позволяют детально анализировать и прогнозировать поведение объектов.

Знания также могут быть явными и неявными. Явные знания – это накопленный опыт, выделенный и представленный в форме инструкций, методик, руководств, планов и рекомендаций к действиям. Явные знания имею четкую и ясную структуру, они сформулированы и зафиксированы, как в памяти человека, так и на различных носителях. Неявные знания – это такие знания, которые трудно или затруднительно формализовать, то есть выделить с их помощью наиболее важные характеристики предмета изучения, обсуждения. Это интуитивные знания, личные впечатления, ощущения, мнение, догадки. Их не всегда просто объяснить, передать другим людям. Они похожи на плохо связанные между собой куски информации, а не на полную и ясную картину реальности.

Еще знания могут быть житейскими и научными. Житейские знания – это конкретные знания о чем-либо, которые основаны на случайных размышлениях и стихийных наблюдениях. Они нередко носят интуитивный характер и могут сильно зависеть от мнения окружающих. Эти знания часто бывают иррациональными, то есть не поддающимися объяснению и полному пониманию. Их нельзя применять ко всем ситуациям, несмотря на то, что человек получил эти знания благодаря своему опыту, потому что этот опыт является неполным, он лишь частично отражает закономерности тех или иных ситуаций. А вот научные знания – это уже более обобщенные, рациональные, продуманные и обоснованные профессиональным наблюдением и экспериментами знания. Они точны, универсальны, структурированы и систематизированы, их проще проанализировать, благодаря их системности, понять и передать другим людям. Поэтому стремиться нужно именно к таким знаниям, чтобы иметь более полное и точное представление о различных вещах в этом мире. Существуют и многие другие виды знаний, но мы с вами сейчас не станем их все рассматривать, оставим это дело для будущих статей. А вместо этого перейдем к более важным для нас вопросам.

Зачем нужны знания?

Чтобы тяга человека к знаниям была особенно сильной и постоянной, он должен четко понимать – зачем нужны знания. Все-таки их ценность не всегда очевидна, раз многие люди не гонятся за ними так же сильно, как, скажем, за деньгами. Некоторые ценности для нас более понятны, потому что мы пользуемся ими постоянно и открыто, и видим, какая от них польза. Те же деньги являются ценностью, которую мы все ощущаем, благодаря тому, что за деньги можно многое купить. Или, если говорить о том, на что мы готовы потратить свои деньги, то опять-таки, такие вещи, как “хлеб и масло” или крыша над головой, кажутся нам достаточно очевидными ценностями, так как мы нуждаемся в этих вещах и не можем без них обойтись. А вот полезность знаний как-то не совсем и не всегда заметна невооруженным глазом. Но на самом деле, именно от того, какими знаниями обладает человек, зависит наличие у него и денег, и хлеба с маслом, то есть еды на столе, и одежды, и жилья, и многих других важных и полезных для жизни вещей. Знания помогают людям ко всему этому прийти. И чем больше человек знает и чем качественнее его знания, тем легче ему прийти к нужным ему материальным и духовным ценностям. Ведь те же деньги можно зарабатывать разными способами – можно выполнять за них очень тяжелую, грязную и вредную для здоровья работу, а можно просто принимать правильные решения, давать нужные распоряжения, совершать несколько звонков в день и за два-три часа зарабатывать больше, чем многие люди зарабатывают на тяжелой работе за месяц и даже за год. И дело не в производительности труда, дело в умении выполнять такую работу, которую не могут выполнить многие другие люди, а также в умении переигрывать других людей в борьбе за место под солнцем. И всему этому способствуют качественные и обширные знания. Так что знания открывают перед человеком дверь в прекрасную, счастливую, богатую и светлую жизнь. И если вам такая жизнь интересна, если она вам нужна, тогда вам нужны и знания. Но знания нужны не все, а только такие, которые можно применить в жизни с пользой для себя. Давайте посмотрим, что это за знания.

Какие знания нужны?

Как бы некоторым из нас не хотелось обладать всеми существующими в мире знаниями, чтобы быть очень умными, совершенно очевидно, что это невозможно. Мы не можем знать все, потому что даже тех знаний, которые известны человечеству так много, что на одно только ознакомление с ними понадобится несколько жизней. А если еще учесть тот факт, что люди очень многого не знают об этом мире, то становится окончательно ясно, что знания нужно получать выборочно. Но выбор этот сделать непросто. Для этого человек должен определиться с тем, какой жизнью он хочет жить, каких целей планирует достичь и что для него ценно в этой жизни. От этого выбора будет зависеть его судьба. Мы не случайно не можем знать все, потому что нам это и не нужно. Нам нужно хорошо знать самое главное для нас, от чего будет зависеть наша судьба. А это главное нужно вначале выделить из всего остального. И чтобы это сделать, полезно обратиться к чужому опыту. Вокруг нас полно людей, которые уже прошли энную часть жизненного пути и на их примере можно видеть, какие знания оказались для них полезными, а какие нет. Жизнь разных людей показывает нам, какие знания к чему могут привести.

Вот мы с вами сегодня живем в такое время, когда различных знаний повсюду полно. Один только интернет чего стоит, в котором много всего интересного и полезного можно найти. Но такое изобилие информации и знаний мешает человеку разобраться с тем, что ему действительно нужно. Я не считаю, что это такая уж серьезная проблема, как, скажем, проблема нехватки знаний, ограничение доступа к информации, цензура, отсутствие возможности получать образование и тому подобные вещи. Но все равно мы должны признать, что обилие информации требует от нас серьезного подхода к ее отбору. И жизнь других людей, на которую я предлагаю вам ориентироваться – это лучший способ понять, какие знания важны, а какие нет. Все ошибки, которые вы можете совершить, уже кем-то когда-то были совершены. Все успехи, которых вы хотите и можете достичь – уже кем-то в той или иной форме были достигнуты. Поэтому опыт других людей бесценен. Изучайте его, и вы сможете понять, к каким знаниям вам следует стремиться. При этом не надо просто верить тому, что говорят другие люди, даже если это очень успешные люди. Лучше смотрите на то, чем и как они живут, где, как и чему учились и учатся, какие книги читают, чем занимаются, к чему стремятся. Дела честнее слов. Также имейте в виду, что успешные люди, показывают на примере своего опыта, какие знания могут быть полезны в жизни, поэтому к ним стоит стремиться. А вот неудачники, наоборот, своей жизнью могут показать, какие знания бессмысленны и бесполезны, а иногда и вредны. Это не точный показатель, но ориентироваться на него можно.

Знания и информация

Давайте, друзья, посмотрим, чем знания отличаются от информации. Все-таки ту или иную информацию мы получаем каждый день, а вот знания далеко не всегда. На этот счет существует несколько мнений. Обычно пишут и говорят о том, что знания от информации отличаются тем, что они являются частью опыта человека. То есть знания – это проверенная опытом информация, которой обладает человек. Это хорошее определение, но на мой взгляд не полное. Если бы знания являлись только частью нашего собственного опыта, то мы бы не использовали такую фразу, как “получение знаний”, мы бы говорили о получении информации, которая может стать знаниями, только в том случае, когда мы проверим ее собственным опытом. Но мы, тем не менее, используем такое словосочетание, как “получение знаний”, то есть, уже чего-то готового, чем можно пользоваться, не проверяя это на собственном опыте. Поэтому в моем понимании, знания – это более полная, более качественная, более структурированная и систематизированная информация, которая отражает максимально приближенную к реальности полную и целостную картину определенной предметной области. То есть, это более гармоничная, точная и достаточно обширная информация. А просто информация – это куски знаний, так сказать, элементы пазла, из которых еще нужно составить более полную и ясную картину о чем-либо. Так что знания – это уже составленная из разной информации картина реальности, или еще можно сказать, инструкция к жизни, которой мы можем пользоваться. Если, к примеру, я вам скажу, что какой-то определенный инстинкт отвечает за какое-то конкретное поведение человека, то это будет информация, потому что с этим куском знаний о человеке многое останется непонятным. Если же я расскажу вам все, что знаю об инстинктах, о том, как они работают, как взаимосвязаны между собой, как они управляют поведением человека и так далее и тому подобное, то это уже будут знания, которые я вам передам. То есть, это будет более целостная картина природы человека или инструкция к человеку, которая позволит вам многое о нем узнать, многое понять и главное, она позволит вам грамотно работать с людьми и самим собой. Информацию тоже можно использовать, но ее диапазон возможностей значительно ниже.

Получение знаний

Очень важно уметь правильно получать знания, чтобы при минимуме потраченных времени и сил усвоить максимум нужных и полезных знаний. Здесь очень важную роль играет способ донесения, а, следовательно, и получения информации, хоть с помощью книг, хоть с помощью любых других источников. Упор должен делаться на понимание, благодаря которому человек не теряет интереса к тому, о чем узнает. Ибо достаточной силой воли, необходимой для серьезного вникания в изучаемый предмет обладают не многие люди, тогда как интерес к чему-то, подогреваемый, помимо прочего и понятностью изучаемой информации, может оказаться отличной мотивацией к учебе. Человек будет с жадностью получать новые знания, если они будут для него понятными и по его мнению полезными. Вот качественное образование от некачественного отличается, в том числе и тем, как учителя преподносят знания своим ученикам, а не только тем, какие именно знания они им дают. Хороший учитель – это такой учитель, который способен объяснять ученикам материал не только на сложном научном языке, но и на языке простых людей. Можно даже сказать, что учитель должен уметь объяснять материал на языке пятилетнего ребенка, чтобы его могли понять все. Если знания подаются понятным языком, то они будут интересны людям, а если они интересны, то и внимания к ним будет больше. Если же преподносить людям знания на непонятном для них языке, то интерес к ним будет минимальным, если он вообще будет, и многие просто отвернутся от них, какими бы полезными не были эти знания.

Качество знаний

Нельзя не сказать и о такой важной вещи, как качество знаний, от которого зависит их эффективность. Все-таки знания мы получаем преимущественно ради использования их в своей жизни, а не ради того, чтобы просто о чем-то знать. Поэтому знания должны быть практичными и эффективными. Давайте с вами подумаем, как определить качество знаний, которые мы можем получать из тех или иных источников. Здесь, я считаю, приоритет стоит отдавать пониманию нами получаемых знаний. Как я писал выше – понятные знания не только интересны и в них хочется вникать, но они еще и хорошо усваиваются, и что особенно важно – их легче проверить. Помимо этого, знания должны быть понятными для того, чтобы человек мог не просто их запомнить, но и мог развивать эти знания и делать на их основе собственные выводы, то есть, рождать с их помощью новые знания. Затем, конечно, важно, чтобы знания были полными, а не обрывистыми и не в виде сухих фактов, которые опять-таки, нужно только запомнить, а в виде целой системы, в которой должна быть видна связь между фактами, чтобы было понятно, почему что-то устроено или работает так, а не иначе. И из этого вытекает следующий критерий качественных знаний – это их достоверность. Почему именно вытекает? Потому что знания, которые представлены в виде преимущественно фактов, а не в виде той системы рассуждений, состоящей из цепочки причинно-следственных связей, которая к этим фактам приводит и помогает их связать между собой, довольно сложно проверить на достоверность. Вам останется только поверить в такие знания, которые состоят исключительно из фактов, если вы сами не были очевидцем этих фактов. Факт – он либо есть, либо его нет. Но как узнать о том, существует ли факт на самом деле? Какие доказательства его существования самые надежные? Конечно, можно проверить те или иные факты и основанные на них знания на собственном опыте, так сказать, провести эксперимент, как это делается в науке. Но это потребует от вас немалого времени и сил. К тому же, если вы получили некачественные и даже вредные знания, то вы рискуете допустить серьезные ошибки при их проверке, которые будет непросто исправить. Поэтому важно видеть те цепочки рассуждений, которые позволяют нам проверить истинность тех или иных фактов, хотя бы на уровне теории, с помощью логических размышлений. А по возможности, можно перенести эту теорию на более или менее похожий опыт из своей жизни, чтобы с помощью этого переноса определить вероятность истинности того или иного факта, а вместе с тем и всех тех знаний, которые мы получаем.

Нередко для эффективного обучения нам требуется помощь других людей, которые помогают нам усвоить те или иные знания, связав их с тем опытом, свидетелями которого мы являлись и являемся. Вот почему нам нужны учителя, которые объясняют нам то, что написано в книгах и то, что мы видим вокруг себя. Они помогают нам сложить в голове полное представление о чем-либо, дополняя своими объяснениями те знания, которые мы получаем из книг. Впрочем, хорошие книги тоже способны многое объяснить, поэтому самостоятельное обучение может быть не менее, а то и более эффективным, чем обучение с помощью учителей. Но при условии, что книги и другие источники информации, по которым учится человек, действительно качественные.

Знание – сила

Теперь давайте задумаемся на тем, почему знание – это сила. Мы уже касались этого вопроса выше, но теперь мы рассмотрим его более подробно, дабы у вас была мощная мотивация к тому, чтобы получать новые знания, невзирая ни на какие преграды. Сила знаний заключается в том, что они позволяют человеку воплощать задуманное в жизнь, с помощью необходимой последовательности действий. Говоря проще – знания помогают нам избегать ненужных ошибок, при реализации своих желаний. Благодаря им мы легче ориентируемся в этом мире и можем на многое в нем повлиять. Знание чего-то позволяет нам этим чем-то управлять. А вот когда мы чего-то не знаем, мы ограничены в своих возможностях и тогда уже нами могут управлять те, кто знает больше нас.

Также знания делают нас более смелыми и уверенными в себе людьми. А смелость и уверенность позволяют людям добиваться успеха во многих делах. Вот допустим, если вы хотите что-то сделать, то вам нужно думать не о том, можно ли это сделать или нет, а о том, как можно это сделать, какие действия для этого нужно совершить. А до того, вам нужно задуматься над тем, где и какие знания вам надо получить, чтобы совершить необходимые действия [последовательность действий] и сделать нужное вам дело. То есть знания – это ключ к успеху в любом деле. Имея нужные знания, вы сможете воплотить в реальность любую свою идею. И это умение делать реальность такой, какой мы хотим ее видеть дает нам силу. Давайте зададимся таким вопросом: можно ли построить машину времени? Каким будет ваш ответ? Подумайте над ним. Если вы считаете, что машину времени построить нельзя, значит вы не осознаете всей той силы, которой обладают знания. Вы исходите из тех знаний, которыми обладаете в настоящий момент, и они не позволяют вам допустить вероятность того, что такую вещь, как машина времени построить можно. Хотя для этого просто необходимо получить другие знания, которые в настоящий момент человечеству неизвестны. А вот если вы человек мыслящий и понимаете одну простую, но очень важную истину, что мы, люди, многого еще не знаем об этом мире, то вы легко сможете допустить возможность создания машины времени и любого другого необычного устройства, которое может сильно изменить нашу жизнь. В этом случае перед вами будет стоять только один единственный вопрос: как это сделать? Так что сила знаний в том, что с их помощью мы можем сделать невозможное возможным.

Еще сила знаний очень ярко проявляется в тех случаях, когда человек не получает, а распространяет знания. Дело в том, что людьми движут не только их инстинкты, определяющие их потребности, но и идеи, убеждения, вера. А идеями люди заражаются из окружающего мира, в котором их кто-то создает и распространяет. И именно тот, кто заражает своими идеями умы большинства людей – получает высшую власть над ними. Это великая сила, с которой никакая другая сила не сравнится. Никакое насилие и никакой страх не сравнятся с силой идей, с силой убеждения и в конечном счете с силой веры людей во что-то. Потому что такая сила управляет людьми изнутри, а не снаружи. Так вот чтобы заразить людей своими идеями, нужно их создать и распространить в обществе. Это очень непростая задача, поэтому в мире так мало великих идеологов, которые вершат судьбы миллионов. Если же вы будете только получать знания, то это, конечно, тоже очень хорошо. Благодаря знаниям вы будете многое знать и многое уметь. Но при этом вы сами рискуете заразиться чужими идеями и в каком-то смысле стать их заложником. Это не всегда плохо, но имейте в виду, что высшим проявлением силы знаний является именно умение их создавать и распространять, а не получать и применять.

Цена знаний

Это, пожалуй, один из самых важных вопросов, ответ на который должен знать каждый человек. Сколько стоят хорошие во всех смыслах знания? Не спешите с ответом на этот вопрос, подумайте получше. Многие из нас знают и понимают, что знания нужны, знания важны, знания полезны. Но хорошие, качественные знания, которые человек не просто будет получать с помощью какого-то источника или в каком-нибудь учебном заведении, а которые ему будут подробнейшим образом объяснять, чтобы он их хорошо усвоил, имеют свою цену. Цена может быть разной, но важно понимать главное – хорошие знания бесценны! Вы прекрасно знаете о том, что хорошее образование стоит дорого, но при этом вы должны понимать, что хорошие знания, нужные знания, полезные знания, которые можно получить благодаря качественному образованию – всегда себя окупают, всегда. Поэтому вложение средств и времени в получение хороших знаний – это идеальная инвестиция. Я вообще считаю, что в этой жизни никогда нельзя жалеть деньги на такие вещи, как здоровье и обучение, все остальное второстепенно. Ведь совершенно очевидно, что любому человеку нужно хорошее здоровье, без него нормальной жизни не будет. Для этого он должен хорошо питаться, отдыхать нужное количество времени, пользоваться качественной медициной и по возможности не работать на вредной работе. Про вредные привычки я даже не говорю – они однозначно неприемлемы. И имея хорошее здоровье, человек должен заботиться о содержимом своей головы, чтобы занять в этой жизни достойное место. Поэтому на здоровье и знания ни в коем случае нельзя жалеть, ни денег, ни времени. Это не те вещи, по которым можно торговаться.

Как получать знания?

Чтобы получить хорошие знания, необходимо в первую очередь определиться с приоритетом тех методов их получения, которые тому или иному человеку доступны. И затем использовать эти методы в соответствующей последовательности. На мой взгляд, самый лучший способ получения знаний – это получение их от других людей и с помощью других людей. Только речь здесь не о том, что кто-то за вас будет решать, чему и как вам нужно учиться, а о том, что вы будете использовать другого человека, других людей, как своих учителей, чтобы научиться нужным вам вещам. То есть, определять план своего обучения нужно именно вам, как в случае с самообразованием – самым лучшим способом образования. Но при этом вам нужно использовать других людей в качестве помощников, наставников, советников, чтобы они подсказывали вам, чему и как полезно учиться. Ведь, скажем, если вы еще очень молоды и мало что знаете об этом мире, то самим вам будет сложно разобраться с тем, что в нем важно и ценно, а что нет. Нужно прислушиваться к советам других людей, более умных и более опытных, но ответственность за получаемые вами знания должна лежать на вас. Люди – это источник знаний, которым очень удобно пользоваться. Когда человек вам объясняет, что и как устроено в этом мире, когда вы можете задавать ему вопросы по непонятным вам моментам, можете переспрашивать, уточнять, спорить, можете исправлять свои ошибки в процессе обучения с его помощью – это просто прекрасный способ чему-то научиться, причем достаточно быстро.

Также очень большую роль в процессе получения знаний играют книги – это, с моей точки зрения, самый предпочтительный способ обучения без помощи живых людей. Не видео, не аудио, а именно книги, то есть, получение знаний с помощью печатного текста, с помощью знаков, символов, вот что полезно. Текст, неважно, на бумажном он носителе находится или на экране монитора – это материал, с которым нужно работать. Не просто просматривать его, как картинки, а именно работать с ним – вдумываться в написанные мысли, слова, идеи, законы, анализировать их, сравнивать, оценивать, проверять. Текст – он всегда перед глазами, его всегда можно разбить на отдельные предложения, фразы, слова, чтобы тщательнейшим образом его изучить. В некоторых случаях полезнее читать не книги, а статьи, в том числе и научные. Они полезны тем, что в них знания передаются в сжатом виде, в них нет такого количество ненужной писанины, как в большинстве книг. Все-таки, время у нас у всех ограничено, поэтому его может просто не хватать для того, чтобы читать большущие книги. А вот статья может, пусть и не всегда полно, но зато довольно быстро и точно передать вам самую суть тех или иных закономерностей, из которых формируются наши знания. А дальше вы уже сами для себя решите, во что вам нужно углубится и в какую сторону расширить свои познания, найдя дополнительные материалы по интересующей вас теме.

И еще один хороший способ получения знаний, давайте будем считать его третьим по значимости – это наблюдение за происходящим. Мы все имеем какой-никакой опыт, и продолжаем получать его ежедневно, который нас многому может научить. Причем это такой учитель, который никогда не обманет. Но чтобы нам чему-то научиться на своем опыте – необходимо быть предельно внимательным ко всему, что нас окружает и что с нами происходит. Многие люди ничему не учатся на своем опыте лишь потому, что не обращают на него должного внимания. Они не наблюдают за всем, что происходит в их жизни и поэтому много ценной информации проходит мимо них; не придают значения важным мелочам вокруг себя, которые могут о многом рассказать. Ну и, конечно же, они не анализируют достаточно хорошо все те ситуации, которые были в их жизни и чем-то их учили. Но я считаю, что человек может и должен учиться у всего, что он видит и слышит вокруг себя. Для этого просто нужно быть внимательным и наблюдательным. А эти качества может развить в себе каждый. Иной раз с помощью простого наблюдения можно научиться гораздо большему, чем с помощью многих хороших книг. Потому что оно способно показать вам такие детали в происходящем, на которые другие люди могут не обратить внимания или не придать им нужного значения. К тому же свой опыт, как правило, дает больше уверенности в понимании чего-либо, чем чужой, в искренности и корректности которого по ряду причин всегда можно усомниться.

Знания и мышление

Знания знаниями, но в наше время особое значение приобретает способность человека мыслить, в том числе и нестандартно, креативно, гибко. Мышление позволяет не только эффективно использовать имеющиеся у человека знания, но и создавать свои собственные, приходить к новым интересным идеям, способным в корне перевернуть его представление о чем-либо. А это, как вы уже знаете, тоже очень важно, а иногда и намного важнее уже накопленного человечеством опыта. Знания, даже очень хорошие, сегодня быстро устаревают, пусть и не полностью, но в значительной степени. Тогда как мышление актуально всегда, оно позволяет адаптировать старые знания к новым условиям и когда это необходимо, создать новые знания, которые помогут решить актуальную задачу. Поэтому научиться чему-то один раз, а потом всю жизнь почивать на лаврах, пользуясь своими знаниями, пока хоть еще и можно, но в скором будущем станет невозможным для тех людей, которые хотят жить хорошей, качественной жизнью. Современный мир ясно показывает нам, что учиться нужно всю жизнь. Только так можно выживать и добиваться успеха в высококонкурентной борьбе.

А хорошей жизнью лично я считаю такую жизнь, в которой человек занимается действительно любимым делом, пусть даже и за небольшие деньги, а не работает целыми днями на нелюбимой и иногда даже ненавистной работе, чтобы только заработать на кусок хлеба. Заниматься любимым делом в современном мире, не подстраиваясь под рынок труда – это большая роскошь. Если вы к этому придете, вы будете чувствовать себя счастливыми.

Так что, друзья, мышление обязательно нужно развивать. Без развитого мышления даже очень хорошие современные знания могут стать мертвым капиталом. А мертвые знания никому особо нужны. А чтобы сделать их живыми – нужно с помощью мышления адаптировать их для решения различных актуальных задач и проблем. Вот представьте себе современный средний или крупный бизнес, в котором идет жесточайшая конкурентная борьба, и чтобы в ней победить, нужно давать результат, а не откапывать в своей памяти запылившиеся знания, чтобы блеснуть ими перед конкурентами. Поэтому мышление выходит на первый план, так как оно позволяет нам быть более практичными. А знания сегодня можно очень быстро получить в интернете, причем многие из них будут более современными и точными, чем те знания, которые имеются у человека в голове.

Вообще, большая часть знаний – это то, что есть не только у одного человека, но и у многих других людей. И чем больше людей о чем-то знают, тем слабее это знание. Сила знаний определяется, в том числе и их доступностью. Если какие-то знания доступны лишь немногим людям, тогда в них много силы, а когда о них узнает большинство людей – они теряют свою силу. Вот, допустим, кто-то знает о чем-то полезном, а другие не знают этого, и этот кто-то имеет преимущество над остальными, благодаря своим знаниям, которые доступны только ему. Но стоит этим знаниям распространиться и человек потеряет свою силу, так как его монополия на эти знания рухнет. Ведь если все знают то, что знаете вы, то в чем тогда ваше преимущество, в чем ваша сила? Так вот, те знания, которые мы получаем стандартными способами, как правило, известны не только нам, но и многим другим людям. А значит большого преимущества перед этими другими людьми у нас при прочих равных условиях нет. Под прочими равными условиями я понимаю такие вещи, как готовность и умение человека применять свои знания, а также настойчивость, трудолюбие и тому подобные вещи. Без них ведь знания бесполезны.

Так что получается, что то, что знаем мы, нередко знают и некоторые другие люди, и это в определенной мере уравнивает нас с ними. А вот хорошее, развитое мышление способно привести человека к таким знаниям, которые будут известны только ему одному. Ведь мышление способно родить абсолютно новые знания, новые решения и новые идеи. Оно может привести человека к инсайту – озарению, прозрению, осознанию, прорыву в решении какой-то задачи, которую невозможно решить стандартными способами. Таким образом развитое мышление дает человеку серьезное преимущество над другими людьми. Так что знания – это, конечно, сила. Но вместе с развитым мышлением они становятся поистине великой и абсолютной силой.

Статья опубликована: 20.05.2017. Последнее обновление: 08.03.2020

Виды, источники знаний. Классификации. Формы знания / Справочник :: Бингоскул

Познание – приобретение знаний, изучение закономерностей объективного мира.

Знание – вытекает из познания и является совокупностью сведений о какой-либо области познания.

Источники знаний

Выделяют 2 источника знаний:

  1. Эмпиризм – эмоциональный опыт, непосредственно дающий знания об окружающем мире;
  2. Рационализм – сведения, получаемые посредством мышления, не опираясь на эмоции.

Эмпирическое знание воспринимается через органы чувств. Содержит ряд особенностей: логичность, систематичность, воспроизведение визуальной структуры объекта.

Уровни (ступени) познания

Формы чувственного познания:

  • Ощущение – воспроизведение характерных признаков предмета в реальности;
  • Восприятие – эмоциональный образ;
  • Представление – характеристики объекта, запечатлённые в сознании.

Рациональное знание образуется путём мышления. Особенности заключаются в чувственном отрешении, отвлечённости, обобщённости.

Формы рационального познания:

  1. Понятие – утверждение общесуществующих параметров объекта;
  2. Суждение – утверждение или отрицание свойств объекта;
  3. Вывод (умозаключение) – образование оригинального суждения из совокупности старых.

Выделяют 3 типа:

  • Индуктивное;
  • Дедуктивное;
  • По соответствию.

Некоторые учёные выделяют 3-ий источник познания – интуицию.

Интуиция – познание истины путём некого предчувствия, отсутствует опора на логические и обоснованные доказательства.

Виды интуиции:

  1. Мистическая – базируется на жизненных переживаниях и эмоциях;
  2. Интеллектуальная – осуществляется умственной деятельностью.

Знания – совокупность чувственного и рационального познания, а интуиция – форма сопряжения чувственного и рационального.

Классификации

Классификация знаний

В XIX в. позитивистом и основателем социологии О. Контом было предложено три формы знания:

  • религиозная (основа на убеждениях и обычаях)
  • философская (опирается на интуицию)
  • позитивная (научные факты, фиксируемые в результате проведения эксперимента)

Классификация в зависимости от:

  • Носителей информации (знания людей, передающиеся всевозможными путями)
  • Способа презентации (устная и письменная речь, изображения)
  • Формализация (формализованные, структурированные, неформализованные)
  • Способ получения знаний (практические, бытовые, научные, религиозные).

Формы знания

Выделяют 6 форм знаний:

  1. Донаучное – знания, получаемые до становления нынешних наук.
  2. Научное – рациональное знание, подкреплённое теориями и законами. Знания получаются и фиксируются научными способами, не формализуется и не описывается законами.
  3. Паранаучное – дополненные сведения к наличествующим научным знаниям (экстрасенсорика, эзотерика) 
  4. Вненаучное – специально фальсифицированные знания о мире.
  5. Лженаучное – недоказанные или опровергнутые знания, основывающиеся на предрассудках.
  6. Антинаучное – ошибочное знание (утопия, панацея).

Виды знания

Виды знания
Вид Сущность
Обыденное – базируется на повседневной реальности и опыте. Характеризуется эмпирическим характером и приходится основой повседневного поведения людей.
Мифологическое – совокупность рациональных и эмоциональных познаний, представляет собой структурирование реальности для познания мира.
Религиозное – вера в сверхъестественное, характеризуется эмоциональным восприятием реальности. Религиозное мышление закрепляется в чувственных образах. Религия содержит собственные ценности и идеалы.
Художественное – формируется сферой искусства, не стремится быть научным и обоснованным. Основная форма – художественный образ. В искусстве допускается вымысел, поэтому художественный мир условен.
Философское – упор делается на рациональное-теоретические формы.
Рациональное – базируется на рациональном мышлении: отражает действительность в логических понятиях.
Иррациональное – не подчиняется научным законам, отражается в эмоциональном контексте: переживания, страсти, интуиция.
Личностное – особенности интеллектуальной деятельности и способностей субъекта.
Квазинаучное – объединяет в себе черты некоторых видов. Представляет учения о мистике, магии, эзотерике, алхимии.
Какой бывает СИСТЕМА ЗНАНИЙ — Карта слов и выражений русского языка

СИСТЕ́МА, -ы, ж. 1. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Все значения слова «система»

ЗНА́НИЕ, -я, ср. 1. Обладание какими-л. сведениями, осведомленность в какой-л. области. Знание законов развития. Знание жизни. Знание языка.

Все значения слова «знание»
  • Методология — это система знаний о принципах и способах осуществления исследовательской и преобразовательной деятельности, а также сами эти принципы и способы познания и преобразования действительности.

  • Одна из ключевых задач в рамках этой главы — определить место маркетинга в системе знаний о ценах.

  • Для того чтобы иметь полные знания, осмыслить проблему достоверности знаний, необходимо изучать их во взаимосвязи, взаимозависимости, когда ошибки одной подсистемы общей системы знаний преобразуются, видоизменяются другой.

(все предложения)
Какой бывает ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ — Карта слов и выражений русского языка

О́БЛАСТЬ, -и, род. мн.е́й, ж. 1. Часть какой-л. территории (страны, государства, материка и т. п.). Северо-Западная область Восточно-Европейской равнины.

Все значения слова «область»

ЗНА́НИЕ, -я, ср. 1. Обладание какими-л. сведениями, осведомленность в какой-л. области. Знание законов развития. Знание жизни. Знание языка.

Все значения слова «знание»
  • Все вопросы данной дисциплины решали конкретные психологи или юристы, а также специалисты других областей знаний.

  • Парадигма нелинейности, актуализированная в физике, начинает влиять на все области знания.

  • Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, способность к саморегуляции, самосовершенствованию посредством активного присвоения академических знаний и социального опыта, компетентность в разных областях знаний и современной жизни в социуме.

(все предложения)

Какие бывают виды знаний

Знание представляет собой результат познавательного процесса, имеющего определенную структуру и этапы, связанные со стадиями формирования и развития общества. Людское познание развивается вместе с усложнением практической деятельности.

Существуют разные виды человеческих знаний. Одними из древних форм являются религиозное и философское. Основатель позитивизма, О. Конт в середине 19-го века предложил концепцию, отражающую виды знаний. В своей концепции он рассматривал три формы, последовательно сменяющие одна другую.

Первой формой он считал религиозное знание. Оно основывается на индивидуальной вере и традициях.

Вторая форма – знание философское. Основывается на авторской интуиции или прочей концепции и является умозрительным и рациональным по своей сути.

Научное знание – это третья форма. Базируется на фиксации фактов на фоне целенаправленного эксперимента либо наблюдения.

Сегодня очевиден тот факт, что все эти виды знаний развиваются параллельно и существуют так же, как и существуют в природных условиях растения и животные.

Имеет место также и другая классификация. Согласно концепции М. Полани (английского философа), виды знаний классифицируются в соответствии с личностными особенностями. Английский философ исходил из того, что знание являет собой активное постижение вещей — это действие, которое требует особенных инструментов и особого искусства. В «личностном», по мнению Полани, запечатлена не только действительность, но и личность с ее заинтересованностью в познании. При этом имеет место комплекс не только каких-либо утверждений, но и переживаний индивида. Таким образом, Полани выделял следующие виды знаний:

  1. Явное, артикулированное, выраженное в теориях, суждениях, понятиях.
  2. Неявное, имплицитное, не поддающееся полной рефлексии человеческого опыта.

Знание неявное воплощается в телесных навыках, практических умениях, схемах восприятия. Оно не отражается полностью в учебниках, но передается при общении и личном контакте.

В качестве основного компонента структуры общего образования знание является результатом познания законов природы, мышления, общества, действительности. Этот результат отражает обобщенный людской опыт, который был накоплен по ходу социальной исторической практики.

Образовательное содержание включает в себя такие виды знаний, как:

  1. Главные термины и понятия, которые отражают действительность. Кроме повседневной реальности, в них выражено и научное познание.
  2. Факты ежедневной действительности и науки. Они используются при отстаивании и доказательстве своих идей.
  3. Основные научные законы. Они раскрывают отношения между различными явлениями и объектами.
  4. Теории, которые содержат совокупность научных знаний об определенной системе предметов, объектов, взаимосвязи между ними, а также о способах предсказания и объяснения явлений в конкретной предметной области.
  5. Оценочные знания. Они отражают нормы отношений к разным жизненным явлениям.
  6. Знания о методах ведения научной деятельности, способах познания, а также истории приобретения информации.

Все указанные типы имеют особенности, связанные с функциями и применяемыми технологиями в обучении.

Знания могут также быть:

  1. Эмоциональными и рациональными.
  2. Эссенцианалистическими (основывающимися на использовании количественных средств анализа) и феноменолистическими (базирующиеся на использовании «качественных» концепций).
  3. Теоретическими и эмпирическими (экспериментальными).
  4. Частнонаучными и философскими.
  5. Гуманитарными и естественнонаучными.

С педагогической и психологической точки зрения наибольший интерес представляют различия между рациональным (естественнонаучным) и чувственным (гуманитарным) познанием.

Каким бывает ЗНАНИЕ ГОРОДА — Карта слов и выражений русского языка

ЗНА́НИЕ, -я, ср. 1. Обладание какими-л. сведениями, осведомленность в какой-л. области. Знание законов развития. Знание жизни. Знание языка.

Все значения слова «знание»

ГО́РОД, -а, мн. города́, м. 1. Крупный населенный пункт, административный, промышленный, торговый и культурный центр. Областной город. Портовый город.

Все значения слова «город»
  • — Ты же понимаешь, даже с учётом того, что ты видишь в темноте, на скорости вампира и без знания города, ты не найдёшь это место днём.

  • Психологи считают, что разведчика в ряду прочих должны отличать следующие личностные качества: феноменальная память, внимание к деталям, способность к языкам, знание практической психологии, храбрость, знание города и района действий, правовые знания, способность к перевоплощению, наблюдательность, знание приёмов единоборств.

  • Отличительными чертами водителей столичных чёрных кэбов являются любезность и хорошее знание города (перед тем как получить лицензию, они сдают серьёзный экзамен на знание лондонских улиц), а сами автомобили просторные и удобные.

(все предложения)
Какими бывают ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ — Карта слов и выражений русского языка

О́БЛАСТЬ, -и, род. мн.е́й, ж. 1. Часть какой-л. территории (страны, государства, материка и т. п.). Северо-Западная область Восточно-Европейской равнины.

Все значения слова «область»

ЗНА́НИЕ, -я, ср. 1. Обладание какими-л. сведениями, осведомленность в какой-л. области. Знание законов развития. Знание жизни. Знание языка.

Все значения слова «знание»
  • Условные границы, детерминирующие функции мозга и определяемые его частями: бессознательное, подсознание, сознание, самосознание — необходимы для исследования возможностей человека в различных областях знаний и прежде всего в медицине и психологии.

  • Обращение к экспертам из этой, а не другой области знания напрямую связано с публичным авторитетом научной дисциплины, т.

  • Поэтому на вопрос, кто может быть лучшим экспертом законодательных документов о культуре, мы бы ответили так: экспертиза законов о культуре должна быть комплексной, соединяя в себе специалистов разных областей знаний.

(все предложения) 90000 What are the top 10 skills that’ll get you a job when you graduate? 90001 90002 Graduate employers place a lot of emphasis on finding candidates with the right skills and competencies for their organisations. Depending on the career sector and profession you choose to work in, there could be very specific skills, abilities and knowledge needed to do the job. 90003 90002 Complementing these are general competencies and behaviours that are essential for successful working. These are the key employability skills — the core skills that will make you effective at work, whatever job you do.They are sometimes known as transferable skills because you develop them over time and take them with you as your career develops; think of them as your passport to career success. You’ll need to draw on your work experience to give evidence of these skills. 90003 90006 The top ten skills graduate recruiters want 90007 90008 1. Commercial awareness (or business acumen) 90009 90002 This is about knowing how a business or industry works and what makes a company tick. Showing that you have an understanding of what the organisation wants to achieve through its products and services, and how it competes in its marketplace.90003 90002 Read more about how to show your commercial awareness 90003 90008 2. Communication 90009 90002 This covers verbal and written communication, and listening. It’s about being clear, concise and focused; being able to tailor your message for the audience and listening to the views of others. 90003 90002 Read more about communication skills 90003 90008 3. Teamwork 90009 90002 You’ll need to prove that you’re a team player but also have the ability to manage and delegate to others and take on responsibility.It’s about building positive working relationships that help everyone to achieve goals and business objectives. 90003 90002 Read more about teamwork 90003 90008 4. Negotiation and persuasion 90009 90002 This is about being able to set out what you want to achieve and how, but also being able to understand where the other person is coming from so that you can both get what you want or need and feel positive about it. 90003 90008 5. Problem solving 90009 90002 You need to display an ability to take a logical and analytical approach to solving problems and resolving issues.It’s also good to show that you can approach problems from different angles. 90003 90002 Read more about problem solving 90003 90008 6. Leadership 90009 90002 You may not be a manager straight away, but graduates need to show potential to motivate teams and other colleagues that may work for them. It’s about assigning and delegating tasks well, setting deadlines and leading by good example. 90003 90002 Read more about leadership skills 90003 90008 7. Organisation 90009 90002 This is about showing that you can prioritise, work efficiently and productively, and manage your time well.It’s also good to be able to show employers how you decide what is important to focus on and get done, and how you go about meeting deadlines. 90003 90002 Read more about time management 90003 90008 8. Perseverance and motivation 90009 90002 Employers want people to have a bit of get-up-and-go. Working life presents many challenges and you need to show employers that you’re the kind of person who will find a way through, even when the going gets tough … and stay cheerful-ish. 90003 90002 Read more about perseverance, motivation and resilience 90003 90008 9.Ability to work under pressure 90009 90002 This is about keeping calm in a crisis and not becoming too overwhelmed or stressed. 90003 90002 Read more about how to answer questions about handling stress at interview 90003 90008 10. Confidence 90009 90002 In the workplace you need to strike the balance of being confident in yourself but not arrogant, but also have confidence in your colleagues and the company you work for. 90003 90002 Read about how to boost your confidence before a job interview 90003 90006 More key skills that graduate recruiters look for 90007 90002 Think you’ve got the top 10 covered? If you can show your mastery of a further five key skills — managing ambiguity, resilience, analytical skills, entrepreneurial skills and IT skills — you’ll be even better placed to land the graduate job you want.90003 90008 Managing ambiguity 90009 90002 Our advice explains what is meant by managing ambiguity and why it is a particularly important skill in complex, fast-changing environments, such as the retail sector. 90003 90002 Read more about managing ambiguity 90003 90008 Resilience 90009 90002 Graduate employers look for resilience in their recruits because it enables employees to cope with change, problems and stress. Find out how to develop your resilience and how employers assess it during the recruitment process.90003 90002 Read more about resilience 90003 90008 Analytical skills 90009 90002 Analytical skills enable you to work with different kinds of information, see patterns and trends and draw meaningful conclusions. Analytical skills are often assessed using aptitude or psychometric tests. 90003 90002 Read more about analytical skills 90003 90008 Enterprise and entrepreneurial skills 90009 90002 Spotting gaps in the market, suggesting ways to improve processes, or coming up with new ideas are all signs of an entrepreneurial approach.You do not have to set up your own business to make use of your enterprise skills; many employers will be looking out for graduate recruits with these qualities. 90003 90002 Read more about enterprise skills 90003 90008 IT skills 90009 90002 The best way to demonstrate your IT skills to employers is to show that you have been able to use them to achieve something, and you can demonstrate this with examples from your studies, extracurricular activities or work experience. 90003 90002 Read more about IT skills 90003 90006 How to describe your skills on your CV 90007 90002 Here are three tips to help you write your CV in a way that showcases your skills.90003 90104 90105 When you are giving details of the skills you developed in a job, internship or work experience placement, reflect the competencies listed in the job description and give examples of the most relevant skills first. 90106 90105 Use confident language to describe your skills, for example, by drawing attention to awards or praise employers have given you. 90106 90105 If you’re struggling to find a way to write about your holiday or part-time jobs on your CV, remember that it’s better to focus on transferable skills than routine tasks.90106 90111 90002 You’ll find much more advice on how to describe your skills in our guide to writing your CV. 90003 90114 90115 90115 The skills that will help you get a job when you graduate. 90117 .

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о